Posted 12 ноября 2009,, 21:00

Published 12 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Мобильный террор

Мобильный террор

12 ноября 2009, 21:00
Тактика «телефон или жизнь» набирает все большую популярность среди мобильных мошенников, отмечают операторы сотовой связи. На смену неожиданным «призам» от радиостанций приходит прессинг от псевдослужбы технической поддержки оператора. Ловушка проста, и в этом ее опасность. Вас просят перезвонить по определенному номе

«Неделю назад мне позвонил некий сотрудник моего оператора связи, – поведала «НИ» студентка одного из московских вузов Алина. – По его словам, у меня были выявлены какие-то нарушения, за что мой телефон заблокируют в течение часа. Он, мол, верит в мою невиновность, но лучше мне самой ее доказать. Для этого надо отправить комбинацию цифр на продиктованный им номер. Поскольку я на тот момент не до конца проснулась, на угрозу отлучения от такого блага цивилизации, как телефон, отреагировала вяло. Через час, два и даже три телефон продолжал работать. А в абонентской службе мне сказали, что я избежала ловушки мошенников».

«Лжезвонок от службы техподдержки» – самый распространенный сейчас вид мобильного мошенничества, отмечают операторы сотовой связи. Телефонное вымогательство, по мнению экспертов, является следствием информированности россиян. На sms «Вы выиграли автомобиль» реагирует все меньше людей, вот мошенникам и приходится прибегать ко все более изощренным схемам, используя в том числе и психологическое давление. «Злоумышленники звонят в неудобное для абонента время: или вечером, когда человек устал, или рано утром, когда не успевает толком проснуться, – рассказала «НИ» начальник отдела корпоративной социальной ответственности сотовой компании Анна Самохвалова. – Нередко в разговоре появляются угрозы, что должно насторожить любого здравомыслящего человека. Все компании, ориентированные на клиента, никогда не позволят своим сотрудникам говорить с клиентами в таком тоне. К тому же у операторов миллионы абонентов, они просто не имеют физической возможности обзвонить каждого. Sms-сообщения также используются не часто: многие люди, не подписанные на рассылку, не приветствуют появление незапланированных новостей. Да и все технические настройки мы производим максимально незаметно для клиентов».

По мнению психологов, можно выделить даже своеобразную «группу риска» – потенциальных жертв такой схемы мошенничества. «Если человек наивен, пуглив, мнителен, то им легко манипулировать с помощью чувства страха, который парализует критичность восприятия, – пояснил «НИ» психолог Сергей Ключников. – Часто попадаются на удочку аферистов пожилые люди, технически не подкованные и склонные принимать любые чужие слова за чистую монету, особенно если голос звучит солидно, а репутация компании внушает доверие».

Еще одна схема мобильного мошенничества также играет на чувстве страха, только на сей раз – на страхе потерять любовь «второй половинки». Абонентам предлагают проследить местоположение человека по номеру его телефона или получить доступ к его sms-переписке. Психологи считают, что эта схема может охватить большую аудиторию, нежели угроза отключения мобильного. Кто-то «поведется» от неуверенности, а кто-то – из любопытства. Итог един – за отправленное sms снимают куда больше денег, чем указывали ранее, при этом обещанного доступа к переписке не дают. Сотовые операторы категорически отрицают возможность работы подобного рода услуг без согласия на то абонента, за которым предполагается вести наблюдение. Что касается доступа к переписке, то такая услуга невозможна чисто технически.

Рекомендации абонентам стандартны: ни в коем случае не стоит вводить какие-либо коды под диктовку неизвестных лиц, кем бы они ни представились. Лучше лишний раз перепроверить, позвонить по известному «чистому» номеру в абонентскую службу или задать наводящие вопросы мошеннику. Он, вероятнее всего, повесит трубку.

МОШЕННИК ТРЕБОВАЛ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА, НАХОДЯСЬ ЗА РЕШЕТКОЙ
30-летний житель Краснодарского края, отбывающий третий по счету срок в местной колонии, на протяжении двух лет «разводил» на солидные суммы десятки ресторанов по всей стране. В тюрьме мужчина разжился мобильным телефоном и базой адресов российских городов. Преступник звонил в крупные рестораны и, представляясь высокопоставленным чиновником, заказывал шикарный банкет. Помимо различных деликатесов он выбирал спиртное элитных марок, причем из тех, что не было в меню, он просил сотрудников заведения докупить заказанный алкоголь. Когда работники оказывались в магазине, мужчина отменял свой заказ, а взамен просил о «пустяковой» услуге – положить 7–8 тыс. рублей ему на телефон. Деньги он обещал отдать при оплате счета. Самое удивительное, что многие сотрудники ресторанов, поверив в серьезность его намерений, просьбу выполняли. В день, на который был намечен банкет, работники звонили псевдочиновнику, но его телефон оказывался отключенным. В последний раз житель Краснодарского края позвонил в один из ресторанов Омска и представился сотрудником прокуратуры. Омские оперативники его и вычислили. Теперь помимо пяти лет за кражу, которые мужчина отбывает сейчас, ему «светит» аналогичное наказание за телефонное мошенничество.

ПО РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПРОДОЛЖАЮТ ХОДИТЬ КОРОБЕЙНИКИ, «ВПАРИВАЮЩИЕ» МЕДИЦИНСКИЕ АППАРАТЫ
В октябре в одно из крупных предприятий Зеленограда пришел факс от некоего городского методического центра №2. В документе перечислялся ряд постановлений и нормативных актов, в том числе и ФЗ «О гражданской обороне», по которым «руководители организаций и учреждений обязаны проводить методические занятия на рабочих местах». Интересна тематика занятий – «Оказание первой доврачебной помощи в ситуациях на рабочих местах и в быту, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, профилактика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов пищеварения, дыхания на рабочем месте». В каком именно пункте закона «О гражданской обороне» содержится обязанность рассказывать о гастрите и бронхите, осталось неизвестным. Ни расшифровки фамилии, ни каких-либо реквизитов организации на документе не было, а такую же печать можно сделать в любом переходе за пять минут. При проверке телефона оказалось, что он принадлежит компании, занимающейся продажами физиотерапевтического аппарата «Элитон».
Эта контора уже не первый раз использует, мягко говоря, некорректные способы рекламы и продаж товара. С похожими предложениями «элитонщики» приходили и в редакцию «НИ» (материал «Не то, что доктор прописал» в номере от 1 октября 2009 года). Тогда мошенники якобы действовали по распоряжению и при полной поддержке МЧС. Как выяснилось, подписи и печати были поддельными. Горе-торговцам пригрозили прокуратурой, если они продолжат прикрываться ведомством. После того как «элитонщики» сменили тактику, привлечь их к ответственности стало еще сложнее. «Если на предприятие приходит такое письмо, то ответственный за безопасность сотрудник обязан проверить все сведения, предоставляемые организацией, при необходимости – запросить дополнительные, – рассказала «НИ» адвокат Екатерина Кутузова. – Если лекторы предъявляют документы, подтверждающие их право проводить мастер-классы по медицинской помощи, то их подлинность также необходимо проверить. В случае если бумаги окажутся поддельными, повод для привлечения к ответственности есть. Если документов не будет – деятельность лекторов с юридической точки зрения будет приравнена к рекламе. А какие могут быть претензии, скажем, к рекламной листовке?».

Анна СЕМЕНОВА

"