Posted 12 ноября 2008,, 21:00

Published 12 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Отраслевые выставки

12 ноября 2008, 21:00
Выставки подарков и потребительских товаров в России проводятся часто и на разных уровнях. Похоже, такие мероприятия легко находят посетителей. Выставки в Москве и Санкт-Петербурге чаще всего приглашают участников из ближнего и дальнего зарубежья. В менее крупных центрах проводятся общероссийские экспозиции и межрегион

Осенью и в начале зимы главные события – это выставки подарков, а также предновогодние ярмарки. В центре нашего внимания московские выставки «Christmas Time», «Индустрия праздника» и международный форум «Дед Мороз».

Выставка «Christmas Time» проходит в Центральном доме художника на Крымском валу дважды в год: в марте-апреле и в сентябре. «Весна: в поисках сказки» и «100 дней до Нового года» появились совсем недавно, в 2006 году, а все предыдущие девять лет выставка проходила один раз в год. Эта оптовая ярмарка новогодних и праздничных товаров проводится не столько для потребителей, сколько для людей, у которых Новый год самое рабочее время. В минувшем сентябре в ЦДХ приехали 102 участника из разных регионов России. Зарубежье представляли в основном Украина и Белоруссия. Следующая выставка пройдет в начале апреля 2009 года. Организатор «Christmas Time» компания «Экспо-парк».

Другое детище «Экспо-парка» – «Антикварная Рождественская ярмарка», появившаяся в 2003 году. Эта же выставочная компания устраивает такие известные мероприятия, как ярмарка интеллектуальной литературы «Non fiction», «Арх-Москва» и «Арт-Москва», «Shop Design Russia». «Shop Design» – единственная выставка, которая занимает Экспоцентр на Красной Пресне, все другие мероприятия неизменно проводятся в ЦДХ. Деятельность «Экспо-парка» поддерживают Торгово-промышленная палата, и Министерство культуры России.

Ноябрьский форум «Дед Мороз» проходит в ноябре на ВВЦ. Это мероприятие организовано при поддержке властей и значимо прежде всего как социальный проект. Первый раз «Дед Мороз» прошел в 2001 году. Сейчас выставку связывают со всероссийской акцией «Великий Устюг – родина Деда Мороза». По данным организаторов, в прошлом году на форум приехало более 320 экспонентов. Целевая аудитория – это не только потребители, бизнесмены, но и чиновники, занимающиеся общественными проектами, а также всевозможные Деды Морозы, заслуженные артисты новогодних спектаклей.

С ноября по конец декабря новогодние ярмарки проходят почти во всех крупных городах России: от «Метелицы» в Великом Новгороде до «Рождественской ярмарки» в Красноярске. На экспозициях – все, что только можно дарить: сувениры, одежда, обувь, товары для дома, ювелирные украшения, картины, игрушки, косметика и парфюмерия, книги и лакомства.

Этим пространным списком можно очертить круг «товаров народного потребления». Формально «народное потребление» – это товары личного, «домашнего» пользования, а не для коммерции. На деле все очень размыто, хотя бы потому, что на нашем рынке нет выставок, ориентированных только на потребителя.

Роскошные потребительские товары, например ювелирные украшения, на массовый рынок пока не вышли. За год в России проходит лишь 30–40 ювелирных выставок, из них только две-три – в Москве. Московским «Ювелирная индустрия. Маркетинг. Конкурентоспособность» и «Гильдия ювелиров» не сравниться с зарубежными площадками. «Гильдия ювелиров» проводится с 2005 года каждую осень в конце октября – начале ноября. На нее съезжаются в основном российские ювелиры и некоторые производители из стран СНГ. В минувшем 2007 году устроители насчитали 94 экспонента.

Крупнейшие экспозиции в области ювелирного дела проходят в Арабских Эмиратах, Китае, а также в Италии, Франции, Люксембурге и других европейских странах. Авторитетной площадкой считается токийская «International Jewellery Tokyo». В прошлом году на эту выставку съехались более 1600 участников, а количество посетителей составило примерно 38 тысяч человек. Отдельной строкой можно отметить индустрию часовых выставок, которая процветает в Европе и в нескольких азиатских странах.

Каждое из перечисленных нами направлений – одежда, обувь, предметы искусства и книги – можно найти на специализированных мероприятиях. В сфере моды это Неделя моды в столице и мартовская «Collection Premiere Moscow», а также несколько других экспозиций. Обувь стоит смотреть на «МосШуз», «ShoeAccess», а также на выставке «Мир кожи». Что касается книг, то здесь своеобразными полюсами являются «Московская международная книжная выставка-ярмарка» и уже упомянутый нами «Non fiction». Антиквариатом в основном занимается устроитель «Non fiction’а», компания «Экспо-парк».

Есть и большие выставки, которые обещают гостям экспозиции огромный выбор всевозможных товаров. Это прежде всего московская «Консумэкспо», которая открывается каждый январь на площадях выставочного комплекса Экспоцентр. Устраивает выставку сам Экспоцентр при поддержке Торгово-промышленной палаты России и правительства Москвы. В будущем году устроители будут отмечать двадцать первый день рождения «Консумэкспо».

«Консумэкспо» – это уже совсем другой масштаб работы. По статистике, в прошлом январе на выставку приехали более 800 экспонентов, а общее число посетителей превысило 23 000. Официальные цифры могут быть завышены, но экспозиция, разумеется, привлекает гораздо больше публики, чем небольшие тематические выставки.

Чаще всего организаторы мероприятий немного сужают спектр товаров, чтобы не оттолкнуть посетителей изобилием. Так проходят многие выставки на ВВЦ. «Народные» товары выставляются по нескольку раз в год, как правило, их можно здесь же купить. Так обстоят дела на выставке «Покупайте российское», а также на «Текстильлегпроме». «Покупайте российское» – это ярмарка, где на каждом стенде можно что-то подобрать или купить. Сейчас эта выставка все больше переориентируется на конечного потребителя, хотя раньше была традиционным местом встречи производителей и закупщиков. В нынешнем декабре выставке исполнится десять лет.

«Текстильлегпром» – тоже ярмарка, только занимает она не один павильон на ВВЦ, а пять. Организатор, компания «Текстильэкспо», считает свое мероприятие крупнейшей специализированной выставкой товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности. С весны 2007 года выставка разделена на несколько циклов и фактически проходила четыре раза в год. С будущего года она возвращается в прежний формат в новый павильон ВВЦ и будет проходить дважды. В последнем – сентябрьском – салоне приняли участие более 2200 компаний из разных стран мира. Здесь также проходят совещания руководителей предприятий отрасли, представителей региональных отделений Российского союза предпринимателей текстильной промышленности и госструктур.

И все-таки потребительский рай в нашей стране настал совсем недавно, а значит, пока есть чему учиться у зарубежных соседей. Адреса масштабных выставок потребления все те же: Эмираты, Китай, Западная Европа. Женевской «Geneva Fair» в этом году исполнится ни много ни мало 56 лет. Нюрнбергская «Consumenta» собирает «всего» около тысячи экспонентов. Участники предлагают самый широкий спектр товаров от электроники и домашней утвари до автомобилей и новых разработок в области энергообеспечения.

Выставка «Mode-Heim-Hand-werk» в Эссене считается одной из крупнейших немецких товарных экспозиций. Она позиционируется как «выставка потребительских товаров для всей семьи». Обычно «Mode-Heim-Handwerk» проходит в начале ноября. Здесь даже устраивается отдельная площадка под вывеской «Christmastown», где можно купить все для грядущего Нового года.

Крупнейшая международная выставка товаров народного потребления проходит все в той же Германии. Франкфуртская «Ambiente» занимает огромный выставочный комплекс Messe Francfurt каждый февраль. Традиционно на мероприятие приезжают более 5000 экспонентов из 90 стран мира. «Ambiente» организована специфическим образом. Товары здесь представлены в трех секторах: giving – сувениры, подарки, ювелирные украшения, living – предметы интерьера, все для дома и dining – новости кулинарии и сервировки стола.

Наконец, в Арабских Эмиратах каждый сентябрь проходит масштабная «International Autumn Trade Fair». Выставке уже двадцать лет, это крупнейшая на Востоке площадка, посвященная росту торговли. «Autumn Fair» можно назвать своего рода барометром экономического развития Азии, еще одной биржей, по чьим данным бизнес оценивает состояние регионального рынка.

Однако спектр «потребительских» выставок вышеперечисленным не ограничивается. Пожалуй, точнее всего к определению подошли устроители «Ambiente». Товары народного потребления – это все, что вписывается в рамки giving (подарков), living (жизни) и dining (кулинарии и сервировки). Даже если ориентироваться на «подарки», выбор почти безграничен. «Потребительскими» можно считать художественные выставки, выставки канцтоваров (московские «Скрепка Экспо» и «Канцэкспо»), салоны украшений и часов («Московский часовой салон»). В этот же список можно включить выставки ветеринарии и зооиндустрии («Зооветэкспо»), спорта и развлечений («Природа, охота и охотничьи трофеи»), даже экспозиции аквариумом («Aquarex»). В центре внимания остаются выставки модной одежды и аксессуаров, а также товаров легкой промышленности. Новый потребительский сектор – выставки техники и электроники, которые сейчас только набирают обороты.

Фантазия организаторов региональных выставок почти безгранична. Поэтому у нас есть или были даже такие экспозиции, как «Для вас, мужчины и женщины» (Белгород), «Россиянка Comfort Shopping» (не проводится в последние годы), «Снежный барс» (выставка кошек в Казани) и многие другие.

"