Posted 12 ноября 2008,, 21:00

Published 12 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Владимир Вартанов:

12 ноября 2008, 21:00
Годовой оборот конгрессной деятельности в мире свыше 30 миллиардов долларов. Доля России – 0,7%. Почему столь незначительна эта цифра, мы попытались разобраться с помощью заместителя директора Конгресс-центра столичного Центра международной торговли Владимира Вартанова.

– Я, естественно, не могу отвечать за всю конгрессную индустрию. Но в Москве Центр международной торговли единственный на рынке, кто может предложить организаторам и участникам конгрессов весь комплекс услуг под одной крышей. Это конгресс-центр и при необходимости небольшая выставочная площадь, размещение в гостинице, питание. Если участник конгресса попал к нам в ЦМТ, ему уже не нужно никуда выходить. Мы располагаем всей инфраструктурой, необходимой для работы и проживания, что является нашим конкурентным преимуществом, особенно важным сегодня, когда любое перемещение большой массы людей по Москве и проблемно, и дорого. С точки зрения мирового опыта можно говорить, что вблизи конгресс-центра любого формата должно быть несколько гостиниц разного уровня. Ведь участники конгрессов делятся на категории и по своей значимости, и по кошельку.

– Тридцать лет назад, когда только открылся «Совинцентр», он казался суперсовременным зданием. Спустя годы ощущение современности интерьеров не исчезло. Но это внешне. Отвечает ли «начинка» Центра сегодняшним техническим стандартам?

– Первый конгресс, «Физика плазмы», проходил на нашей площадке в 1981 году. Могу сказать, что Центр и тогда был передовым, и остается таким же сегодня. Руководство ОАО «Центр международной торговли» понимает, что необходимо высоко держать марку ЦМТ и постоянно обновлять его. Недавно ЦМТ провел полную реконструкцию Конгресс-центра. Мы не только обновили и модернизировали интерьеры, но и закупили самое современное оборудование. Думаю, что другой такой высокотехнологичной площадки в Москве больше нет. Наша задача – освободить заказчика от технических проблем, в максимально возможной степени удовлетворить его запросы и интересы.В арсенале Конгресс-центра суперсовременное конференц-оборудование: многоязычные системы синхронного перевода, системы звукоусиления, профессиональная студия цифровой звукозаписи, оборудование для записи и монтажа видео высокой четкости, мультимедийные проекторы, экраны разных размеров прямой и обратной проекции, концертный и интерьерный свет. При помощи прожекторов заливного света, вращающихся голов, светодиодных светильников можно создавать потрясающие световые эффекты, менять цвет стен, рассеивать по залу логотипы клиента. Мы оборудовали все залы Конгресс-центра видеоконференц-связью и теперь наши клиенты могут общаться в режиме реального времени с любой точкой мира, где есть Интернет и найдется хоть одна видеокамера. Скажем, уже на недавней медицинской конференции участникам транслировали в прямом эфире операцию, которая в тот момент делалась в одной из больниц города. То есть и тридцать лет назад, и сегодня мы идем в ногу с современными технологиями. Когда мы открылись, предметом нашей гордости была аппаратура для синхронного перевода с двенадцати языков и приемники-наушники, которые имелись только у нас и являлись для советского человека абсолютной диковинкой. Мы очень переживали за их сохранность, поскольку некоторые старались любой ценой заполучить их в качестве сувенира. Сегодня у нас есть даже интеллектуальная трибуна, где стоит компьютер и докладчик может по ходу презентации в режиме реального времени что-то изменять, помечать, рисовать разными цветами, строить диаграммы… Вы наверняка заметили, когда шли по Центру, экраны с информацией о мероприятиях в залах Конгресс-центра. Она обновляется ежедневно, хотя у нас 25 залов, и каждый день в них что-то происходит.

– Повлияло ли на загрузку вашего зала строительство нового конгресс-центра в Крокусе?

– Клиент имеет право выбора, и очень хорошо, что у него есть такая возможность. Российский рынок огромен, поэтому я уверен, что спрос на конгрессные площади будет только расти. У нас есть имя, известный мировой бренд World Trade Center, 30-летний опыт, наработанная клиентура, вся инфраструктура для проведения мероприятий и, что немаловажно, удобное расположение в центре города. Все зарубежные значимые конгресс-центры, которые я видел, расположены в центре города. Исключение составляет, пожалуй, Лас-Вегас, где на окраине есть асфальтовая площадка размером километр на километр. На ней за три дня собирают конструкцию для проведения любого мероприятия, будь то большой конгресс или боксерский поединок. А в Гонконге в центре мегаполиса для конгресс-центра намыли километр площади в океане между двумя огромными отелями. Построили красивое семислойное сооружение для мероприятий любого уровня. Москве необходимы новые конгресс-центры. Нужно построить еще четыре-пять хотя бы таких же центров, как наш, чтобы удовлетворить спрос устроителей мероприятий. Наш самый большой зал вмещает 1200 человек, хотя одновременно мы можем принять до 3600 человек. Приведу конкретный пример. Мы проводили выставку с конгрессом на 800–900 человек, параллельно – конференцию, на которой задействовали восемь «круглых столов», в каждом из которых участвовали от 50 до 120 человек плюс пленарное заседание. И все это в пределах одного здания, только в разных местах. Сегодня в Москве ни у кого нет ничего близкого к таким возможностям. Нет аналогов.Ведь конгресс – это не только собрание некоего количества людей в одном зале, а еще и обслуживание их. Даже если рассматривать такую элементарную вещь, как перерыв на кофе, то и она требует значительной подготовки. Представьте, как два-три раза в день напоить кофе 1200 человек за ограниченное время? Тем более накормить обедом, а вечером еще и устроить прием. А мы это делаем. Причем одновременно, не пересекая потоки и никак не ущемляя чьих-то интересов. И нюансы национального, религиозного и иного специфического меню учитываем.

– Нужна ли Москве более крупная конгрессная площадка?

– Обязательно. На 4–5 тысяч человек. И она должна быть многофункциональной и трансформируемой, где, кроме конгрессов можно делать шоу-показы, концерты, корпоративные вечера и так далее. Пока такой площадки нет, и Москва вынуждена отказываться от престижных заказов...

– Зачастую в строительстве выставочного центра участвует частный капитал. Выгодно ли ему строить и конгресс-центры?

– Выставочный центр строится по более простой схеме – пол, стены, потолок, монтажные ворота… В конгресс-зале столько начинки, что проект той же самой коробки удорожается раз в восемь. Поэтому окупаемость наступает лет через 10–15. За рубежом деньги в строительство вкладывают города. Ведь конгресс приносит гораздо больше денег городу, нежели самому центру – люди селятся в гостиницах, пользуются транспортом, питаются, развлекаются, закупают сувениры и так далее. В продвинутых в области конгрессной деятельности странах есть конгрессные бюро – городские и национальные. Это некоммерческие организации, которые решают весь комплекс проблем, связанных с готовностью города к проведению крупного мероприятия на должном уровне. Ведь проведение конгресса, кроме финансовой составляющей, еще и обеспечивает имидж страны. Мало того, что любой участник конгресса приносит прибыли раза в четыре больше, чем выставочник, но и уровень участия выше – на конгресс приезжают первые лица. Сейчас в Москве обсуждается вопрос создания конгрессного бюро, разработана комплексная городская целевая программа «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в г. Москве на 2007–2009 годы». Но практика пока от теории отстает. Рядом с нами в Сити планировалось построить многофункциональный трансформируемый зал на 10 тысяч мест. Потом эта цифра упала до 5 тысяч. В последних публикациях строительство зала вообще не упоминается. Планируется строительство конгресс-центра в новом павильоне на ВВЦ. Место хорошее – рядом много гостиниц. Надеюсь, проект доведут до конца и конгресс-центр не превратится к окончанию строительства в выставочный зал. Уже были прецеденты, когда после подсчета общей суммы строительства ее начинают сокращать за счет урезания дополнительных площадей, потом исчезает техническая начинка и остается обычный концертный зал. Поэтому я и говорю, что пока у ЦМТ конкурентов нет.

"