Posted 13 октября 2018, 08:40
Published 13 октября 2018, 08:40
Modified 7 марта, 16:34
Updated 7 марта, 16:34
«Я побывала вчера в сельской школе. Но не в нашем поселке, а в соседнем. Что сказать? Вокруг, конечно, разруха, какие-то недострои. Но ничего криминального в школе я не увидела. Разве что детский туалет был без дверей - просто унитазы в ряд. Чисто, аккуратно, камерно. Окна пластиковые, но двери в кабинетах старые, деревянные, фрезерованные - приятно трогать.
Вообще, фактуры больше, чем в городской школе, где все давно законопатили в пластик. Нет беснования на переменах. Классы не переполнены. Учительницы... Учительницы, на мой взгляд, выглядят более развитыми, чем в городе. Потому что у них больше свободного времени. Учителя в Ленобласти фактически имеют то же образование, что петербургские. И годы более спокойной жизни. Они позже встают, меньше ругаются на работе, меньше времени тратят на тетрадки, документооборот, открытые уроки. Вот реально видно по ним, что они не замучены бюрократической волокитой, не измотаны, не на пределе.
Я абсолютно уверена, что сельские учителя больше читают, смотрят познавательные фильмы. Они счастливей, наконец, потому, что их дети у них на виду. В городе редко когда учительница работает в той же школе, где учатся ее дети. Дети в школе нормальные. Асоциальных семей в деревнях много. Но не больше, чем в городе. И в деревне они все на виду, запущенных детей, которые бы днями одни болтались, мало.
У меня была когда-то статья о плюсах сельской школы. С тех пор прошло, вероятно, года два - мнение мое не изменилось.
Про сельскую школу в комментариях подметили еще важную деталь, о которой я не рассказала: в сельских школах нет мигрантов. Не азиатов нет, кавказцев или еще кого, а именно новоприбывших мигрантов, которые не знают русского языка, отстают по всем предметам. С которым по нормативам должен все время работать отдельный педагог и которого на самом деле в классах нет. Это оказывается феноменально важно. В городских школах есть классы не с 1-2, а с пятью детьми, не говорящими по-русски. Неуправляемыми. Неуспевающими. Эти 1-2 отнимают около 90% внимания учителя. А если их пятеро?
Момент, который не принято проговаривать: любой особенный ребенок требует большого внимания. Будто то иностранец, инвалид по слуху, зрению, ментальности, ребенок с СГДВ. Когда нам пишут про интегрированное и инклюзивное образование, обязательно ссылаются на опыт благополучных стран. Однако в этих странах к одному такому ребенку может быть приставлено до пяти педагогов, которые находятся с ним в школе неотлучно.
У нас это образование приводит к выматыванию учителей, не имеющих ни сил, ни времени, ни компетенций работать с такими детьми. И к отставанию всего класса. Я после первого курса работала воспитателем в садике (такие были времена, что брали любого). У меня в группе был один азербайджанский мальчик. Из очень хорошей семьи инженеров-нефтяников. Но он только приехал в Россию и не знал ни одного слова. И отнимал почти половину моего времени. Он один! При том, что никакими науками мы тогда не занимались. Что такое хотя бы двое иностранцев в выпускном классе, можно только представить.
В деревнях есть и азиаты, и кавказцы. В наших краях очень много цыган. Но это все - русскоязычные дети, чьи семьи давно, еще, как правило, с советских времен здесь живут. В деревне нет работы и нет гастарбайтеров. И нет детей гастарбайтеров. Вот так просто и честно...»
Оригинал здесь