Рус
Eng
Московское метро: дальше едешь - больше платишь?

Московское метро: дальше едешь - больше платишь?

13 октября 2016, 19:26
Общество
Ирина Форина
Как стало известно "НИ", в кулуарах экспертного сообщества обсуждается «революционная» инновация в оплате проезда на метро: пассажиры должны будут оплачивать километраж поездки.

В ближайшие три года на развитие транспортной системы Москвы будет потрачено 1,3 трлн рублей. Треть этой суммы пойдет на строительство метро – к 2020 году планируется открыть около 50 новых станций. 

«Московский метрополитен и без того является рекордсменом мира по пассажиронапряженности, - рассказывает в беседе с «НИ» директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. - Мы умеем возить, по крайней мере, на самых напряженных ветках, например, на «рыжей» (Калужско-Рижская ветка- прим. ред), красной «Сокольнической» до 65 тыс. пассажиров в час в одном направлении. Мы умеем гонять 42 пары поездов в час – это интервал меньше 90 сек., это все мировые рекорды».

Вот только специалисты напоминают: чем больше станций, чем длиннее ветки метрополитена, уже выходящие за пределы МКАД, тем кратно дороже содержание огромного хозяйства. 

Понятно, что рано или поздно платить за транспортную услугу должен пассажир. И тут возникает масса противоречий.

Например, единый тариф для пользователей (если не считать скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов и пр.). Один человек едет меньше километра от «Октябрьской» до «Парка культуры» (32 рубля по карте «Тройка», или 50 рублей без карты), другой - за те же деньги от Митино до Выхино, наматывая десятки километров. 

Опять же невозможно поднимать цену за проезд каждый год или полгода. 25 лет назад проезд в столичной подземке стоил 5 копеек. Сегодня - до 50 рублей. Рост - в одну тысячу раз! 

В мировых мегаполисах проблема давно решена с помощью дифференцированных тарифов, зависящих от формы оплаты (наличными или карточкой), но в первую очередь - от дальности поездки. Так, например, на сайте London.ru дана полная таблица тарифов, из которой следует, что стоимость проезда в пределах одной зоны равна от 1,5 до 3 фунтов (100 -230 рублей), а вот прокатиться до десятой зоны можно за 5,5-6 фунтов (это 400 - 480 рублей). 

Да, кстати, и в московской подземке был опыт ограничительных тарифов. В 1935 году билет действовал лишь в течение 35 минут после того, как контролер при входе на станцию ставил на нем специальный штамп. За более длительное нахождение в подземке нужно было доплачивать.
 
«Разумеется, что и российские специалисты по транспорту хорошо изучили иностранные системы оплаты.- говорит Михаил Блинкин.- Исходя из здравого смысла и экономической необходимости, при таком развитии сети столичного метрополитена неизбежен переход к «участковому» тарифу. Но если озвучить эту идею сейчас, то миллионы жителей спальных районов взорвутся от негодования. Поэтому для официальных лиц существует негласное табу на обсуждение этой темы».

Табуирование самых животрепещущих вопросов городской жизни - давняя традиция московской власти. При мэре Лужкове из популистских соображений даже и слушать не хотели про введение платных парковок в столице, про 100-процентную оплату ЖКХ, про сокращение врачей в поликлиниках и больницах, про платные сервисы в школах и резкое повышение налогов на недвижимость... А сегодня все «запретные» явления стали нормой жизни. При этом чем больше режим молчания вокруг той или иной темы - тем больше шансов у чиновников выправить решение городских проблем «под себя».

13 октября «Новые Известия» обратились с прямым вопросом в пресс-службу столичного метрополитена: обсуждается или нет новая схема оплаты по «участковому» принципу?  Ответ был категоричен: ЭТО - НЕ НАШЕ ДЕЛО. Обращайтесь, дескать, «наверх», в Департамент транспорта московского правительства.

И действительно, размер тарифов за проезд утверждается на уровне мэрии. Однако лукавство отказников из метрополитена в том, что все расчеты и схемы, финансовые и экономические обоснования разрабатывают специалисты подземки. А кому же еще, кроме них, знать, сколько вложено и сколько тратится на содержание их хозяйства?

Таким образом, можно констатировать, что метрополитен бежит от разговоров о плате за проезд на метро. Странно. Если бы таких разговоров (расчетов, обсуждений в закрытых кругах) не было вовсе, тогда и ответ на наш запрос был бы категоричен: никогда ничего подобного не обсуждали и не собираемся!  Ан-нет, речь идет только об отфутболивании «наверх».

«Наверху», то есть в Департаменте транспорта, продюсеру «НИ» отказали более дипломатичным способом - потребовав прислать ссылку на источник слухов о будто бы грядущем пересмотре метро - тарифов. Но...

По закону о СМИ мы не обязаны раскрывать источники информации. А вот государственные пресс-службы обязаны отвечать на ЛЮБЫЕ запросы СМИ без всяких предварительных условий.

Коль скоро мы не получили внятных ответов, то вопрос о грядущих новациях в оплате проезда остается открытым.

Если нынешняя система оплаты окажется экономически провальной, кто будет платить за убытки метрополитена? Бюджет столичный? Федеральный?..

Не исключено, что решение свалится на москвичей как снег на голову. И тогда уже молчальники и затворники будут сами объяснять гражданам, как мы пришли к такой жизни.  

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter