Posted 12 октября 2006,, 20:00

Published 12 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

И это зеркало мне  льстит

И это зеркало мне льстит

12 октября 2006, 20:00
Кому рассуждать о женской красоте, как ни художнику Михаилу Сатарову. Ему позировали самые знаменитые красавицы планеты – от Волочковой до Наоми Кэмпбелл. Его картины хранятся в лучших галереях мира. А не так давно он решил создать серию из 50 портретов самых известных женщин России, которые, по слухам, будут изображен

– Михаил, вы написали много женских портретов. Вам позировали самые знаменитые женщины страны. Красота для вас понятие относительное или вполне конкретное?

– Понятие женской красоты настолько высокое и абстрактное, что даже сложно вот так сразу сказать… В разные времена были свои эталоны. Я, например, поклонник классической красоты – гармонии форм. Лично мой идеал – женщина, которую я изобразил в работе «Рождение Венеры».А вообще, все, конечно, индивидуально, здесь нет строгих канонов. Стройная женщина иногда может внешне проигрывать рядом с очаровательной толстушкой. Я люблю всех своих моделей, ко мне приходят женщины разных возрастов и комплекции, и мне, как художнику, важно разглядеть ту искру красоты Божьей, которая дана каждой из них.

– А правда, что для картины «Рождение Венеры» вам позировала голливудская кинодива и топ-модель Литиция Каста?

– С ней вообще произошла таинственная история. Когда я был в Европе, на званом ужине, ко мне подошел мужчина и сказал, что он и его девушка являются моими поклонниками, и им хотелось бы, чтобы я запечатлел ее красоту на полотне. Причем не обычный портрет, а образ некой обнаженной девы. Поначалу я отказался. Честно говоря, обнаженку делать не хотелось. Но они разыскали меня и после длительных переговоров я сел за мольберт. Специально для меня было проведено множество фотосессий, так как уделить необходимое количество времени для позирования у моей «музы» не было. В итоге получилось «Рождение Венеры». Кстати, о том, что я работал с известной дивой Литицией, я узнал намного позже. Один из моих знакомых, который случайно увидел портрет, узнал в этой девушке мировую знаменитость. Вот так все «инкогнито» и выплыло. Я пообщался с представителем клиентов, и он эту информацию не опроверг.

– Но ведь, наверное, возникают такие ситуации, когда к вам приходит заказчик, просит написать его портрет, а вам этот человек не нравится?

– Такие случаи бывают крайне редко. В каждом человеке я пытаюсь найти что-то хорошее, какую-то изюминку.

– То есть вы льстите своим моделям, приукрашиваете действительность?

– Конечно, приукрашиваю. Я художник и ценю правильные, гармоничные лица и фигуры, но в жизни идеальная красота встречается редко, поэтому нужно уметь находить ее. «Себя как в зеркале я вижу. И это зеркало мне льстит». Наверное, так можно сказать о том стиле, в котором я работаю. Я люблю свои модели и считаю, что без такого отношения не будет качества работы, подлинной высоты искусства. Даже если попадаются совсем уж некрасивые люди, я пытаюсь как-то стушевать эту «некрасивость», изменить черты, но так, чтобы не потерялось сходство.

– Почему в ваших портретах почти не отображаются современные реалии. Женщины выглядят так, как будто живут в 19-м веке?

– Просто мне больше нравится дух того времени. Многие мои заказчицы приезжают в мастерскую в джинсах и майках. А я «одеваю» своих натурщиц в корсеты, шелка, кружева. Это красиво и женственно. Для каждой из них я индивидуально подбираю стиль и ткань. Это зависит от темперамента, жизни и внешних особенностей человека. Использую элементы сюрреализма, символизма. Но это тоже связанно с образом и смысловой нагрузкой картины. Например, Пугачеву нарисовал как женщину-тайну: горящие свечи на переднем плане, астрологические часы, знак судьбы, гороскоп, рулетка... – это немой намек на ее предназначение и фортуну.

– То есть, получается, что тайну Аллы Борисовны вы для себя раскрыли?

– Думаю, что да. Честно говоря, рисуя чей-то портрет, я не делю людей – этот человек «большой», поэтому ему больше внимания, а этот «средний», поэтому здесь я могу схалтурить и уделить ему меньше своего времени и общения. С Пугачевой было также. Но она женщина знаковая. Я сейчас имею в виду не ее статус и историческое значение в нашей культуре, а ее ауру, если хотите. По правде сказать, когда я рисовал нашу примадонну, я не мог спокойно спать ночами. Буквально бредил этой своей музой, ее глазами. Иногда срывался посреди ночи и летел в студию рисовать какую-нибудь деталь. Оттенок свечей, ржавчину на часах, блики на одежде. При внимательном рассмотрении картины на ее одежде можно также заметить весьма символичную тень. Она еле видна. Что она означает? Ха, так я вам и рассказал. Пусть у каждого будет на это свой собственный ответ и мнение. Такой своеобразный «черный квадрат» – только более искусный, искренний и художественный. Кстати, изначально портрет заказал один очень богатый человек для своей частной коллекции. Я сделал этот портрет, и он благополучно уехал в Англию. А перед этим прошла шумная презентация, на которой было много журналистов. Естественно, на другой день вышли десятки публикаций с фотографией картины. Киркоров увидел и пришел в бурный восторг. Как раз предстоял день рождения Аллы Борисовны, и Филипп попросил меня выполнить точную копию работы, каковую и преподнес примадонне. Так что у меня сейчас нет ни оригинала, ни его копии – все продано.

– Сейчас вы создаете галерею весьма известных и харизматичных российских женщин, среди которых балерина Илзе Лиепа, певица Лолита, телеведущие Елена Ханга и Ольга Грозная, актриса Ирина Алферова. Дамы очень разные и внешне, и по характеру. Почему вы выбрали для своей галереи именно этих натурщиц?

– Во-первых, это был заказ от одного (из-за профессиональной этики не могу называть его имя) чиновника, который решил с помощью картин рассказать потомкам, какие в наше время были прекрасные и разные женщины. Например, грациозные, как Элзе Лиепа, нежные, как Ирина Алферова, мудрые, как Лена Ханга, жизнерадостные, как Арина Шарапова… Я же просто пытаюсь передать их сущность, их духовный мир.

– Какой должна быть женщина, чтобы вы могли назвать ее привлекательной?

– Женщина должна соблюдать главное правило – чувство меры. Нравиться окружающим – не значит шокировать их своей незаурядностью! Грубость в одежде и поведении, излишняя манерность и расхлябанность, которую выдают за демократичность, отталкивает. Что касается конкретного стиля, то во все времена выигрывала «классика». Ну и, конечно, у женщины должно быть чувство цвета. Цвет – это энергия. Если правильно им пользоваться, то можно добиться успеха в личной жизни, карьере, привлечь внимание. Недаром сегодня в рекламном бизнесе работают специалисты, которые с помощью цвета воздействуют на своих потенциальных клиентов. Лет семь тому назад провели эксперимент. Очень вкусные конфеты продавали в невзрачной упаковке. Желающих их приобрести, несмотря на широкую рекламную кампанию, не было. Тогда обертку заменили на сочный ярко-красный цвет и подняли цену. Продукт разошелся за два дня. Так и в жизни. Если женщина хочет перемен в личной жизни, она должна хотя бы время от времени облачаться в красный. Это очень сексуальный цвет. Если ей хочется романтики – розовый, белый. Успех в бизнесе – темно-синий, серый. Желательно, чтобы серый был со стальным отливом.

– Женщинам хочется выглядеть неотразимыми в глазах мужчин, и нередко они прибегают к советам и рекомендациям противоположного пола в части одежды, прически, украшений. Ваша жена спрашивает у вас, во что ей принарядиться? Что вы обычно рекомендуете?

– Спрашивает. Рекомендую то, что смотрится органично и естественно. Конечно, мы еще обращаем внимание на качество и производителя. Но самое важное – это ведь ощущение праздника. А грамотно подобранная вещь его дарит. Ведь для женщины важно чувствовать себя самой красивой и желанной. А мужчина, поверьте моему опыту, мимо такой женщины никогда не проходит!

"