Posted 13 октября 2004,, 08:46

Published 13 октября 2004,, 08:46

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Молодежный немецкий китч – в Русском музее

13 октября 2004, 08:46
Молодежный немецкий китч – в Русском музее

В филиале Русского музея – Мраморном дворце Петербурга – открылась выставка современного искусства Германии под названием «Пусковая кнопка». Все экспонаты из федерального немецкого собрания принадлежат разным коллекциям и впервые собраны вместе. Как говорят организаторы, это самая демократичная экспозиция за всю историю Русского музея. Правда, для характеристики скорее подходят другие эпитеты – авангардная или китчевая.

Мраморный дворец, выполненный из серого и коричневого камня, больше похож на саркофаг, чем на хранилище произведений искусства. Тем не менее именно этот дворец выбрала немецкая делегация во главе с Розой Шмидт-Hойбауер, уполномоченной Федерального правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации в качестве места проведения «Пусковой кнопки» – самого полного собрания творений молодых немецких художников. В них соединились разные техники и стили: живопись, скульптура, графика, фотография, инсталляция, кино. Все работы построены на контрасте. А, конечно, самый разительный контраст – сама выставка и филиал Русского музея.

В «Пусковой кнопке» участвует 34 художника и более 100 произведений. Все они входят в Федеральное собрание современного искусства ФРГ и принадлежат двум крупнейшим галереям – в Бонне и Берлине.

Эта государственная коллекция начала создаваться в 70-е годы прошлого века по инициативе бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта и уже включает более 1000 единиц хранения.

Своеобразно представляет себе «Пересыльный лагерь Нептун Кулл» художник Киппенбергер. К надувному матрасу, прикрепленному к стене и коллажированному черной бумагой, приклеены две черно-белые потертые фотографии. Очевидно изображенный мужчина – интернированный, которого недавно доставили в лагерь. Но он довольно показывает фотографу язык и демонстрирует абсолютную радость жизни. Еще одно произведение Киппенбергера – плакат, призывающий зрителей съесть собственный глаз. Автор создал этот «шедевр» под впечатлением от посещения Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Заглавное место на «Пусковой кнопке» по праву принадлежит Йонатану Меезэ. Его скульптурная группа «Хаген фон Тронье против Зигфрида», встречающая посетителей в первом зале, являет собой некий собирательный образ. Герои немецкой мифологии представлены в виде манекенов. Причем у Хагена нет ног, но зато он стоит на постаменте на полтуловища выше неуязвимого Зигфрида, тело которого собрано из двух частей – верхняя мужская, нижняя – женская. Зигфрид в парике и замшевой юбке, из-под которой видны хлысты наездников. Тронье в картонном шлеме с крылами ангелов и пятиконечной звездой на спине целится в короля Нидерландов обломком деревянной палки. Такова новая трактовка древней эпической поэмы о любви, дружбе и предательстве. Словом, немецкие авангардисты, хотя и не всегда понятны современникам и даже соплеменникам, однако свои образы находят в знакомом каждому мире истории человечества.

Мария Селезнева, Санкт-Петербург

"