Posted 12 августа 2007,, 20:00

Published 12 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Память без охраны

Память без охраны

12 августа 2007, 20:00
Женщины Беслана бьют тревогу: пострадавшая во время теракта три года назад школа может разрушиться. Ее постоянно посещают мародеры, а местная молодежь устраивает в пустующем здании вечеринки. Единственным выходом могло бы быть появление у школы охраны, однако местные власти предложили инициативной группе самостоятельно

Все три года школу в Беслане никто не охранял. Единственной преградой на пути у мародеров были доски, которыми заколачивали выходы и окна. Но местная молодежь каждый раз выбивала доски, чтобы посидеть вечером в пустом здании. «Несколько раз мы приходили в школу и видели, что открыты краны, и вода льется на пол, – рассказала «Новым Известиям» руководитель общественной организации «Голос Беслана» Элла Кесаева. – От влаги разрушается фундамент здания. А недавно в школу забрался один мужчина со своим сварочным аппаратом. Он отрезал батареи и уехал. Его, конечно, задержали. Но из всего этого получается один вывод: если эту школу – символ памяти о страшной трагедии не охранять, она будет разрушена».

Общественные организации не раз просили администрацию города сохранить место, где погибли сотни детей. С такой же просьбой они обратились к президенту России Владимиру Путину. Однако это письмо перенаправили вновь в Северную Осетию в отдел вневедомственной охраны. «Там нам предложили оплачивать охрану школы самостоятельно, – рассказала «НИ» Элла Кесаева. – Для этого по правилам требуется задействовать шестерых сотрудников охраны. Эта услуга стоит около 87 тыс. рублей в месяц. В принципе нас не удивляет позиция властей, которые не могут изыскать средства для сохранения школы».

По словам сотрудников администрации Беслана, в местном бюджете не предусмотрено таких затрат. «Для этого есть вневедомственная охрана, то есть договорная милиция, – заявил и.о. министра внутренних дел Северной Осетии Сослан Сикоев. – Когда мы проводим какие-либо мероприятия, то обеспечиваем охрану, но не на постоянной основе. Но во имя памяти погибших детей школу надо охранять. В Правобережном районе должны найти на это средства». Сослан Сикоев предложил свой выход по снижению расходов на охрану: заключить договор не с милицией, а с простыми сторожами.

Между тем совсем скоро школу начнут подготавливать ко дню памяти трагедии – в очередной раз забьют выходы и приберут полуразрушенный двор. «Разрушение школы в какой-то мере выгодно властям, – предполагает Элла Кесаева. – Ведь это здание как бельмо на глазу у чиновников, постоянно напоминает о провалившейся операции, которая привела к гибели сотен людей. Не будет этого символа, о бесланском горе все забудут быстрее. Уже в прошлом году в городе было не так много скорбящих, как в первую годовщину. Прокуратура настаивает, что школу надо снести из-за мародеров и собирающейся там молодежи, а на этом месте возвести памятник. Но пока существуют стены, за которыми погибли наши близкие, есть надежда, что расследование будет проходить быстрее, и виновные правоохранители и чиновники, допустившие теракт, будут наказаны. Ведь разгромленное здание будет напоминать о случившемся».

Напомним, что 1 сентября 2004 года террористы захватили школу № 1 в Беслане. Заложниками стали 1181 человек. 3 сентября при штурме погиб 331 человек, в том числе более 180 детей. За два прошедших года список жертв теракта увеличился на три человека. Единственный выживший боевик Нурпаши Кулаев в мае 2006 года был приговорен к пожизненному заключению.

"