Posted 12 августа 2004,, 20:00

Published 12 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Одна на всех история

Одна на всех история

12 августа 2004, 20:00
Серьезный разговор о судьбе и роли чеченского народа в истории России, начатый на страницах «Новых Известий» членом Координационного совета чеченских культурных и общественных организаций РФ Мавлитом Бажаевым, продолжает находить отклики как у специалистов, так и у наших читателей (см. «НИ» от 25.06, 02.07, 09.07, 30.0

Особенности политического развития российского общества последнего десятилетия привели к распространению в его среде ряда опасных социальных заболеваний: экстремизма, ксенофобии, шовинизма, национализма и не в последнюю очередь кавказофобии. Последняя болезнь вследствие запущенного характера и сознательного инициирования ее некоторыми государственными структурами и СМИ приобрела массовый характер. На сегодня успел сформироваться стойкий стереотип общественного сознания, сводящийся к тому, что все этнические кавказцы, в особенности чеченцы, враги России и русских. Для его обслуживания создана целая информационная инфраструктура, сложился специальный терминологический словарь, хорошо вольно или невольно знакомый всем возрастным поколениям россиян.

Однако бороться с опасной для Российского государства и общества кавказофобией сегодня возможно и нужно. И не только силой закона, но и знанием исторического прошлого. Изучение истории наглядно показывает, что в прошлом процесс «организации» большого евразийского пространства охватывал десятки народов, относящихся к разным языкам, культурам и расам. Высшим достижением этого процесса, экономического, политического, этнического и культурного по своему содержанию, было образование и укрепление Русского централизованного государства в XV–XVII вв.

Сегодняшнее поколение россиян попросту не знает исторического вклада малых народов, и в первую очередь горских, в дело строительства Российского государства. В тех же XV–XVII вв. Московское царство в конфликтах с Османской империей и в столкновениях с вассалом Стамбула Крымским ханством было слабой стороной, остро нуждавшейся в горских воинах, знавших секреты военной тактики восточных противников. Не раз Москва просила терских воевод прислать хотя бы 100 панцирных горских воинов с обещанием любой «дачи».

В 80–90-х гг. XVI в. самым влиятельным союзником Московского царства на Северном Кавказе выступал чеченский князь Ших-мурза Окуцкий, имевший под началом 500 собственных дружинников и 500 русских казаков. При содействии чеченских феодалов в 1567 и 1588 гг. на Тереке были построены две русские крепости. В 1589 г. посольство Ших-мурзы побывало в далекой Москве, где было принято царем Федором Иоанновичем. В оружейных рядах столицы чеченские гости Москвы закупили 5 комплектов воинских доспехов. В результате переговоров и последующих посольских ссылок между Москвой и чеченским князем был заключен вассально-союзнический договор, сохранивший за ним свободу «рядити и судити» в собственном владении, но ограничивавший его права самостоятельно вступать во взаимоотношения с «Турским и Крымским» государями.

Благодаря ряду субъективных и объективных обстоятельств выходцы с Северного Кавказа занимали высокое положение в государственной иерархии Московского царства. «Черкесские» князья получали должности воевод Большого полка, т.е. по существу командующих русской армией в походе, назначались главами «приказов» (министерств) и воеводами огромных областей. Подлинное возвышение Черкасских произошло не только после того как «черкешенка» Мария Темрюковна вышла замуж за Ивана Грозного, но и с воцарением Михаила Романова в 1613 г. Князья Черкасские – Дмитрий, Борис и другие – сыграли важную роль в воцарении фамилии Романовых, с которыми их связывали тесные родственные узы. Двоюродные братья Михаила Романова – князья Черкасские заняли при царском дворе особое место и в силу своих личных качеств. Один из них, Иван Черкасский, после смерти отца Михаила – патриарха Филарета – несколько лет фактически руководил русским правительством. В течение всего XVII в. две фамильные ветви Черкасских оставались самыми богатыми людьми Русского царства и самыми влиятельными вельможами при дворе Романовых.

Следует отметить, что выходцы с Северного Кавказа играли важную роль и в странах Востока. «Они имеют связи по всей Азии и в Египте», – писал один из европейских авторов XVI в. «Черкесские» (горские) мамлюки захватили власть в Каирском халифате еще в XIV в. и безраздельно правили страной вплоть до 1517 г. В истории Османской империи XVI–XVII вв. известна целая плеяда великих полководцев и государственных деятелей –выходцев с Северного Кавказа. Сами султаны были «черкесской крови», считавшейся благороднейшей на Востоке. В этом им подражали иранские шахи и крымские ханы. «Считайте наш юрт (т.е. государство) черкесским»,– писал в XVI в. один из крымских вельмож.

Объясняется это явление просто: и Российское царство, и Оттоманская Порта, и Сефевидский Иран были многонациональными империями. Главным принципом подлинных империй является универсальность – равенство всех подданных в службе государю, без различия рас и языков.

Справедливо, что русско-северокавказские, а уж тем более русско-чеченские отношения XVI–XVII вв. далеко не сводились к исключительно мирному процессу инкорпорации империей горских земель. В истории этих отношений было немало войн, стычек и перманентной напряженности – достаточно вспомнить разгром воеводы Бутурлина во время похода на Дагестан и Чечню в 1604–1605 гг., когда погибло до 8 тысяч стрельцов. Речь идет о другом: в XVI–XVII вв. вокруг Кавказа сложилось три системообразующих центра, соответственно три многонациональные империи, стремившиеся инкорпорировать регион: Турция, Иран, Россия. По целому ряду причин народами Кавказа был сделан исторический выбор в пользу России как наиболее близкой к Европе страны. И данный выбор оказался реализованным в XVIII–XIX вв.

В свете вышесказанного остается добавить, что резкое снижение современной Россией своей роли «системообразующего» центра (из-за отсталой экономики, «заболевания» общества и государства целым рядом болезней, в том числе и кавказофобией) может привести к отторжению не только горских, но и других народов. А это представляет угрозу не только национальной безопасности русского народа, но всего евразийского сообщества, каковым является Российское многонациональное государство.

"