Posted 13 июля 2021,, 13:08

Published 13 июля 2021,, 13:08

Modified 7 марта, 13:44

Updated 7 марта, 13:44

Спорная застройка Калининграда: что останется от немецкого наследия?

Спорная застройка Калининграда: что останется от немецкого наследия?

13 июля 2021, 13:08
Фото: Новые Известия
В Калининграде активисты требуют остановить снос немецкого арочного моста через озеро Hammerteich (ныне озеро Дзержинец). Мост – объект культурного наследия, озеро – естественный водоем среди природного массива, существующего в городе несколько веков. По данным общественности, власти готовят территорию под застройку.

Людмила Бутузова

Власть и общественность Калининграда: у кого патриотизм круче

Калининградская область – часть бывшей Восточной Пруссии. Немецкая история здесь везде – в жилых кварталах довоенной застройки, в старой брусчатке, в парках, разросшихся на местах прусских кладбищ… 4 июля 1946 года город Кенигсберг был переименован в Калининград, прусаков выдворили, остались только свои. Сепаратистских настроений здесь нет. Но избыточное внимание к немецком прошлому может обернуться для граждан серьезными проблемами. Какой-то большой и невидимый цензор считает, что знание довоенной истории края ведет к переформатированию сознания, могут возникнуть «неправильные» настроения. Поэтому борьба с германизацией - специфическая калининградская версия патриотической пропаганды – никуда не делась, риск стать ее жертвой остается даже в том случае, если сравниваешь былую немецкую рачительность с нынешней чиновничьей бесхозяйственностью. В такой обстановке вопрос с сохранением памятников истории и культуры очень и очень непростой.

Сейчас в государственном реестре числятся около 2000 калининградских объектов культурного наследия (ОКН). Губернатор Антон Алиханов в интервью «Российской газете» заявил:

«Памятников и достопримечательностей не в юридическом, а в широком смысле этого слова в Калининградской области гораздо больше, и работа с ними идет каждый день. Многие такие объекты ставятся на учет усилиями общественников-краеведов, за что им большая благодарность. Зачастую присвоение охранного статуса - это единственный способ спасти историческое здание».

Охраной культурно-исторического наследия в городе занимаются минимум три серьезные организации: Центр охраны памятников администрации Калининграда, Балтийское управление Росохранкультуры и служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (при министерстве культуры областного правительства). Полномочий у каждой из этих организаций хоть отбавляй. Но условия, по мнению активистов-градозащитников, диктуют не они, а комитеты архитектуры, строительства и муниципального имущества администрации Калининграда, которые вступили в непримиримое противоречие с историей и уверенно побеждают в этом неравном, прямо скажем, противостоянии.

Результат? По решению Минкульта РФ, сократившему список исторических городов России с 400 до 41, Калининград вылетел из него одним из первых. Причина указана банальная – после строительного бума 2000 годов от обширной старой застройки в Калининградской области мало что осталось, включая тевтонские замки 12-13-х веков.

Невелика печаль, - высказалась поэтому поводу базирующая в Калининграде Академия геополитических проблем, похоже, навсегда рассорив защитников культурного наследия и засевших там антигерманистов. На цитаты разошлось высказывание видного деятеля академии, в недавнем прошлом генерал-майора таджикской армии, несколько лет назад переехавшего в Калининград Акбара Каюмова:

«Само слово — «немецкое наследие» — коробит меня. Потому что наследие — это то, что передается от старшего к младшему, от родителей к детям. А какие мы наследники? Мы все-таки уничтожили германский милитаризм, мы его вырвали с корнем, а корень его находился в Восточной Пруссии. Давайте прямо скажем, это трофейная территория».

Несмотря на столь суровую обстановку, Союз граждан «Наш регион» только крепчает, ряды защитников культурного наследия ширятся и объявляют блиц-криг властям за каждый утраченный памятник или за попытку принизить историческое прошлое Калининграда.

- Война идет беспрерывно, и столько лет, сколько себя помню, - поделился с НИ активист Александр Савин (морской инженер, выпускник Балтийского военно-морского института (БВМИ), работает по специальности с 2005 года) - Взять даже название города… Местные жители в душевных разговорах называют Калининград Кёниг, от немецкого Кёнигсберг. Недавние переселенцы, которых тут считают понаехавшими, наш город не любят и не уважают, называют его «Калик». Чувствуете разницу? Даже глава администрации города на радио «Комсомольская правда» сказала, что она за Калик. Ну и отношение соответствующее - идёт уничтожение всего «трофейного» и «не нашего». Чаще всего бездумное, ради сиюминутной выгоды или мнимого развития города по образу и подобию Москвы и Подмосковья, чего я вообще не могу понять.

Естественно возникают резонансные проблемы, сейчас их как минимум десять. Филинская бухта - застраивается беспощадно, бессмысленно. Варкненский лес - участок бывшего немецкого стрельбища, позднее там стояла советская воинская часть – тотальный строительный бум. Жители пытаются отстоять зеленый массив, многократно обращались в правительство области -присвоить данному участку статус парка. Отказывают , так как есть планы застроить лес. Пойма Товарного ручья - активисты борются за сохранение болота как особой экосистемы, властям ближе жилые комплексы на непросыхающих лужах. Идет борьба за придорожные калининградские аллеи. Посажены немцами, нигде больше – ни в России, ни в Европе нет такого оазиса вдоль дорог. Туристический маршрут, деревья ещё называют «последними солдатами Вермахта». Сейчас их спиливают по 3 000 штук в год, якобы, по требованию ГИБДД.

Но как выяснили общественники, тут целый бизнес по спиливанию дорогих пород древесины и вывозу в Польшу, есть такая лазейка в законе. Весной собирали подписи, губернатор дал задний ход и временно наложил мораторий на вырубку, но, мы считаем, это чисто из-за выборов в Госдуму, потом снова примутся за свое.

Архитектурное наследие Кенигсберга безжалостно уничтожается. И это очевидная реальность последних лет, которую уже заметили все гости нашего города! Дошло до абсурда. Пятиэтажные дома - «хрущевки» советской послевоенной постройки, реставрируют и камуфлируют под довоенные дома Кенигсберга, а настоящие памятники архитектуры 18-19 вв. безжалостно уничтожаются или «ремонтируются» совершенно варварским способом! Таких примеров множество. Такими темпами, таким отношением к историческому прошлому НАШЕГО города, в скором времени, мы останемся ни с чем! Хочется обратиться к министерству культуры и туризма Калининградской области – что мы будем показывать многочисленным туристам и гостям нашего города через несколько лет? Заштукатуренные коробки 18-19 века или «хрущевки», одетые в пенопласт под «ганзейский стиль»?

По мнению калининградского эколога, юриста и депутата Саранского сельского поселения Антона Гендриксона, нерешаемых городских проблем не существует. Любую проблему ЖКХ, благоустройства или городского развития можно решить — вопрос лишь во времени и затраченных усилиях.

- Но самая труднорешаемая проблема, от которой зависит все-другие – хозяйственные, и социальные и экологических проблемы, это некомпетентность и неэффективность чиновников местных администраций, - заявил он НИ.

Последний случай – с реконструкцией арочного мост через озеро – из ряда вон. Речь идет о замене уникального инженерного сооружения гофрированной трубой, через которую «заставят» переливаться сообщающиеся между собой водоемы. А с птицами что? На данный момент, на озере Дзержинец обитают лебеди, утки и другие пернатые, которые гнездятся в первой части озера, а добывают пищу в основном во второй части. Лебеди и утки перемещаются по воде между водоёмами через проём под мостом. Он достаточно широкий даже для прохода лодок. По проекту будет произведена замена арочного прохода на трубу меньшего диаметра. Птицы не поплывут в трубу длиной 13 метров и диаметром 2,0 метра похожую на горлышко бутылки. Всё это приведет к нарушению сложившейся за 100 лет среды обитания пернатых.

Чиновникам это нужно, чтобы расширить дорогу к новым зонам застройки города. По заключению специалистов и экозащитников, вмешательство в гидросистему, которая верой и правдой служит с 1905 года, приведет к заливанию близлежащих участков, обмелению пруда и закончится экологической катастрофой. Но власти у нас «сами с усами», специалистам и общественному мнению – полный игнор.

Кажется, это первый случай в истории Калининграда - активисты через интернет обратились за помощью к российским правозащитникам, чтобы сохранить экосистему озера Дзержинец.

С чего все началось? В апреле 2021 года Калининград приступил к масштабной реконструкция улицы Катина - планируется расширить дорогу с 4,5 до 7м, обустроить тротуары, остановки общественного транспорта и велодорожки. Работы пройдут в том числе на арочном мосту. Согласно данным на портале госзакупок, стоимость работ оценивается в 334,2 млн руб. В документации указано, что арочный мост заменят на гофрированную трубу, существенно меньшего диаметра.

Инженер Александр Савин в ужасе от такого решения. Сейчас ширина арочного моста 2,6 метра; высота 5 метров от дна водоёма. Загнанному в узкую трубу озеру гарантировано обмеление, более того, из-за такой замены станут невозможны технические работы по очистке водоема. «В случае паводка и засорения входного отверстия трубы увеличится уровень воды. Ее потоки пойдут вниз к проспекту Мира, где находятся жилые дома. Произойдет катастрофа для людей и жилых зданий», -рассказал он в опубликованном видео.

- История с реконструкцией улицы Катина и немецкого моста возникла не вдруг, - специально для НИ дал пояснения Александр Савин. – Ползучий захват территорий вокруг озера под видом перепроектирования идет с 2014 года.

Вывод напрашивается сам собой: реконструкция улицы Катина, жители которой несколько лет ждали ремонта дорог и элементарного благоустройства – освещения и тротуаров, делается не для них, а для «избранных» домовладельцев и будущих обитателей коммерческих объектов.

Надо отдать должное Калининграду – взрыв общественного негодования против застройки озера был такой силы, что в прошлом году власти пошли на попятную. "Антон Алиханов принял решение в отношении земельного участка, который находится на проспекте Мира возле озера Дзержинец — внести изменения в генеральный план города Калининграда и отнести этот земельный участок к зелёной зоне, то есть к зоне парков и скверов. Указанный земельный участок сейчас относится к зоне малоэтажной застройки, принадлежит РПЦ. Земельный участок будет передан собственником в муниципальную собственность, и застройки территории на данном земельном участке не будет. Внесение изменений в генплан планируется ориентировочно в июне будущего года", сообщила местным СМИ вице-премьер регионального правительства Наталья Сибирева. Народ ликовал. Но на дворе уже июль 2021 года, разговоры про новый генплан стихли, а угроза застройки вокруг озера, особенно с началом реконструкции улицы Катина, наоборот, обострилась.

- Я лично через месенджер ФБ обращался к главе администрации города Елене Дятловой – что происходит? – Ответа нет, - рассказывает Александр Савин. - Через помощников вышел на главу городского округа Андрея Кропоткина. Ответ: «Данная тема не интересна». Председатель Калининградской областной думы Марина Оргеева и вовсе отфутболила: «Не вижу проблем для строительства, активность жителей мала. Отсутствует резонанс в обществе». Мы просто вынуждены были выйти на федеральный уровень, чтобы обеспечить властям «необходимый резонанс», - объясняет Александр свое видео-обращение к российским правозащитникам, членам общественной палаты РФ и в «Новые Известия».

Официальные запросы калининградским властям посланы из всех инстанций.

- Получили, готовим подробный ответ, - в телефонном разговоре с НИ подтвердил пресс-секретарь губернатора Дмитрий Лысков. - Со своей стороны хотел бы прояснить ситуацию. Союз граждан «Наш регион» - организация активная, но из тех, что считают свое мнение единственно верным. Это не значит, что между общественниками и властями непримиримые противоречия. Команда Антона Алиханова прекрасно понимает: общественность на то и существует, чтобы критиковать власть, заставлять ее прислушиваться и действовать в интересах народа

Что касается прошлогоднего заявления Алиханова, что будет изменен генплан и территория вокруг озера станет охраняемым зеленым массивом без права застройки, то это заявление, по словам пресс-секретаря, остается в силе.

«Новый генплан разрабатывается и в этом году будет принят», - сказал Лысков.

На вопрос «А не застроят ли территорию до принятия нового Генплана?», он заявил, что разрешения на застройку, где есть исторические памятники, в том числе и регионального значения, никто не даст. Озеро Дзержинец и арочный мост - как раз из этого разряда исторических памятников. Проект реконструкции живой улицы Катина (и крайне ей необходимый) прошел согласование и экспертизу в ведомствах, занимающихся охраной культурного наследия, есть заключение, что озеру и мосту не будут нанесены повреждения и ущерб.

- Если у группы общественников есть сомнения и обеспокоенность по поводу сохранности моста и озера, они могут заказать независимую экспертизу. Она будет учтена и рассмотрена. А в общем вокруг озера Дзержинец сломано уже 100 копий . СМИ устали писать об этом, а мы - разъяснять, что новый Генплан защитит природную территорию и памятники вокруг озера Дзержинец от застройки, - заявил пресс-секретарь губернатора Алиханова.

На вопрос НИ, передан ли муниципалитету участок у озера, ранее подаренный в собственность РПЦ? - пресс-секретарь оказался не готов ответить, но заявил, что изменить категорию земли, согласно закону и Генплану, можно и без участия собственника.

Надо сказать, что вопрос с «подарками» РПЦ довольно щекотливый. Их раздавали задолго до прихода Алиханова на губернаторство. Вот так получилось, что сегодня в Калининградской области сотни памятников, в особенности кирх и замков, принадлежит Русской православной церкви. Епархии честно признаются, что у них не всегда есть средства на восстановление этих объектов... «Реституция» по-калининградски оказалась не столько спасением, сколько разорением для города. В результате было прервано сотрудничество с ЕС в рамках проекта «Маршрут прибалтийских резиденций», сулившего миллионы евро на реставрацию памятников архитектуры. Европейские спонсоры отказались финансировать нужды религиозной конфессии вместо главной цели проекта – развития регионального туризма. Сегодня историческое и культурное наследие осталось без присмотра новых хозяев из Московского патриархата и если не застраивается калининградскими «меценатами», то постепенно превращается в руины.

Пока в планах активистов - провести общественные слушания по реконструкции арочного моста и независимую экологическую экспертизу, которая поможет найти альтернативные пути расширения дороги без ущерба для экосистемы пруда.

Комментарий

Мария Архипова, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека:

- Ассоциация адвокатов взяла на контроль ситуацию в Калининграде. Направлен официальный запрос региональным властям, где разъясняется, что требования жителей об учёте исторического наследия города при реконструкции вполне обоснованы и законны. Ау власти есть неоспоримая обязанность прислушиваться к мнению жителей города. Поэтому требования калининградцев о необходимости проведения общественных слушаний, экологической экспертизы должны быть выполнены. Что касается уникального архитектурного ансамбля Калининграда, то он должен быть сохранен, как и планировка города, расположение водоемов и зеленых массивов. Настоящий патриотизм как раз в том и состоит, чтобы сохранить и преумножить, но не разбазарить и добить до ручки. В сложной геополитической обстановке это особенно важно. Кроме того, культурно- историческое наследие - это потенциал, который способен поднять туристическую сферу региона на качественно новый уровень, но также это широкое поле для деятельности властей и инициативы общественников. Просто надо не сталкиваться лбами, а почаще собираться и совместно решать, как сохранить, восстановить и использовать памятники архитектуры на благо региона.

"