Posted 12 июля 2009,, 20:00

Published 12 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Тогда мы идем к вам

Тогда мы идем к вам

12 июля 2009, 20:00
Ситуация вокруг Черкизовского рынка все более накаляется. Локальный конфликт между потерявшими работу мигрантами, работодателями и местными жителями грозит распространиться на весь город. Дело в том, что сотрудники закрытого рынка вынуждены искать другие места для торговли. Все бы ничего, но свободных площадок в городе

«Черкизон» сейчас больше всего напоминает огромный корабль, который вот-вот пойдет ко дну. По крайней мере, его пассажиры стараются как можно быстрее покинуть судно, по возможности прихватив свой нехитрый скарб. Сделать это удается далеко не всегда: милиция и ОМОН через каждые пять шагов на протяжении всего пути от метро останавливают подозрительно выглядящих людей. Учитывая специфический контингент сотрудников рынка, поводов для беседы с правоохранителями хватает. Однако это не затрудняет «броуновского движения» сотен мигрантов, ожидающих шанса попасть на территорию рынка. «Мы в шесть утра записались в очередь, ждем, когда нас внутрь пустят, – призналась «НИ» Тамила, одна из торговок, сидящая на солнцепеке у рыночных ворот. – Говорят, после трех часов можно будет забрать товар». В этот момент к группе подходит администратор рынка и говорит, что внутрь может пустить только женщин. Те, оживленно переговариваясь, срываются с места. Буквально через час можно было увидеть представительниц прекрасного пола, лавирующих между наваленными на полу кучами мусора, с огромными клетчатыми сумками в руках.

Несмотря на все трудности с возвратом товара, мигранты рады и этому. Особенно если учесть то, что еще несколько дней назад люди, потерявшие не только работу, но и крышу над головой, были вынуждены ночевать на берегу близлежащего пруда. Кроме того, у многих из них не осталось денег на еду, а полевая кухня, организованная Федерацией мигрантов России (ФМР), не проработала и дня. По данным столичного ГУВД, на нее не был оформлен полный пакет документов. Желающих подкрепиться бесплатным пловом разогнала милиция, несколько мигрантов задержаны. Депортации на родину подлежат порядка 150 мигрантов. Всего же, по разным данным, без работы остались от 70 до 100 тыс. человек.

«Закрытие должно происходить постепенно, чтобы люди могли закончить свою работу на рынке и найти другую работу, – заявил в минувшую пятницу президент ФМР Мухаммад Амин. – Многие мигранты находятся в отчаянном положении, ночуют под деревьями, им нечего есть, а человек без денег и еды может пойти на преступление».

«В основном без работы остались одинокие молодые мужчины, компактно проживающие, плохо знающие русский язык, и местные реалии, плохо интегрированные в общество, – пояснил «НИ» председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе. – Это значит, что они более агрессивны».

Чтобы не допустить такого поворота событий, правозащитники в ближайшие дни намерены встретиться с главой ФМС и обсудить дальнейшую судьбу людей. Возможно, вопрос агрессивности мигрантов, потерявших работу, в итоге решится. А вот что делать с агрессией «коренных» торговцев рынка, вынужденных уступить место «ветеранам Черкизона», – непонятно.

Три дня назад представители администрации рынка «Садовод», в народе известного как «Птичий», обошли всех продавцов строительных и автомобильных павильонов с указом об освобождении торговых мест до 27 июля. «Я начала работать здесь два года назад, и тогда уже ходили слухи, что Черкизовский скоро закроют и торговцы оттуда займут наши места», – рассказала «НИ» сотрудница одной из торговых точек Екатерина. Пока что изгнанные с Черкизовского рынка люди заняли только один торговый ряд. Там уже стоят столы, где китайцы и вьетнамцы распределяют торговые места. Часть новоселов уже привозят и разгружают товар. «Я – инвалид второй группы и ежемесячно плачу 24 тысячи рублей за аренду, – рассказала «НИ» торговка, представившаяся Светланой. – Здесь 95% русских людей работают, 80 % из них – коренные москвичи. Почему правительство выгоняет нас со своих рабочих мест и думает о мигрантах, а не о своих гражданах?»

Винить во всех бедах мигрантов нельзя, убеждены эксперты. «Приезжие и сами рады бы оформить все документы, но миграционным службам и работодателям это просто невыгодно, – рассказал «НИ» Николай Сванидзе. – Еще бы: исчезнет такой отличный повод брать с мигрантов деньги! Что касается переезда мигрантов на другие рынки – мы с этим ничего поделать не можем, это естественный ход событий. Но в наших же интересах сделать этот переезд более цивилизованным».

Единственный компромиссный вариант – строительство цивилизованных филиалов Черкизовского рынка. «Раньше и продавцами, и покупателями на рынке были в основном москвичи. Сейчас 90% рынка используется в качестве перевалочной базы или как точка мелкооптовой торговли и москвичи туда заходят редко, – пояснили «НИ» в пресс-службе префектуры Восточного административного округа. – Было бы уместнее розничную торговлю переместить в цивилизованные торговые центры, а мелкий опт – в перевалочный пункт на границе города». На строительство новой торговой площадки нужны деньги и время. Эксперты опасаются, что городские власти предпочтут загнать продавцов в подполье и собирать с них дань.

"