Posted 13 июля 2007,, 10:55

Published 13 июля 2007,, 10:55

Modified 8 марта, 08:34

Updated 8 марта, 08:34

Путин поздравил режиссера Фоменко с юбилеем

13 июля 2007, 10:55
Путин поздравил режиссера Фоменко с юбилеем

Фото: theatre.ru

Президент России Владимир Путин поздравил худрука московского театра «Мастерская П.Фоменко», режиссера, народного артиста России Петра Фоменко с 75-летием.

«Яркий, талантливый режиссер, Вы создали немало спектаклей на ведущих сценах Москвы и Санкт-Петербурга, сумели объединить вокруг себя блистательных мастеров. Сегодня “Мастерская Петра Фоменко” - один из ведущих театров столицы, постановки которого неизменно вызывают большой профессиональный и зрительский интерес. Вы пользуетесь большим уважением и как прекрасный педагог-новатор, воспитавший целую плеяду замечательных актеров и режиссеров», - приводит текст поздравительной телеграммы Интерфакс.





Биография: Фоменко Петр

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил музыкальную школу имени Гнесиных, затем училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1955 году - филологический факультет Московского пединститута им. Ленина, а в 1961 году — режиссерский факультет ГИТИСа (курс был набран Н. М. Горчаковым, мастера курса — Н. П. Охлопков и А. А. Гончаров).

В 60-е годы Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.

В 1966 году в театре им. Маяковского Фоменко создал свой знаменитый, насквозь пронизанный абсурдом и жестокостью российского бытия, горький и страшный своей узнаваемостью («всеобщий сыск, надзор и - стукачи, стукачи, стукачи…») спектакль — «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина. Несмотря на зрительский успех острая, незаурядная постановка, идущая вразрез с «большим стилем» советского театра, была снята с репертуара.

В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссер, а с 1977 по 1981 — главный режиссер Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и много других.

В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977) в Малом театре.

Одновременно с работой в театре Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли как: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 и 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину.

Кроме того Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974-1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976-1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм.

Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику, обретя пристанище в стенах ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как: «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А. Островского (1992), «Свадьба» А. П. Чехова (1996).

Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах: «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1988), «Государь ты наш, батюшка» Ф. Горенштейн (1990), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993), «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996)…

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету набор) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович. Название возникло само собой: просто слово «мастерская», коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр «Мастерская Петра Фоменко», где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек.

Театр регулярно пополняется учениками мастера: на сегодняшний день в труппе три поколения «фоменок» (как называет актеров «Мастерской» театральная Москва), среди которых уже успевшие стать известными Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов и другие.

На афише театра — поставленные Фоменко спектакли: «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2001), «Египетские ночи» А. С. Пушкина (2002), «Три сестры» и «Он был титулярный советник» (2004), выступил сорежиисером спектакля «Прости нас, Жан-Батист» (2006).

Созданные Фоменко в последние годы спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского (1994, 2000), премии «Хрустальная Турандот» (1994, 1996), национальной театральной премии «Золотая Маска» (1995, 2001, 2002, 2006 гг.). Сам режиссер в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (1996, 2003).

Петром Наумовичем создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

В настоящее время Фоменко работает над спектаклями «Бесприданница» по А. Н. Островскому и «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина в «Мастерской».

"