Posted 12 июля 2005,, 20:00

Published 12 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Старт обреченных?

Старт обреченных?

12 июля 2005, 20:00
Сегодня в 23 часа 51 минуту по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал должен стартовать к Международной космической станции американский космический «челнок» Discovery. Таким образом, будут возобновлены полеты шаттлов, приостановленные после гибели «челнока» Columbia в феврале 2003 года. Впрочем, даже предс

Помешать старту Discovery может ураган «Деннис», обрушившийся на побережье США. Об этом в понедельник официально заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Согласно неофициальной версии, у руководителей Национального аэрокосмического агентства США (NASA) до сих пор нет уверенности в том, что «все обойдется». Надо признать, что для опасений за судьбу Discovery у них есть все основания.

На первый взгляд кажется, что NASA сделало все возможное для обеспечения безопасности полета. Так, руководство Американского космического агентства отложило старт Discovery, запланированный на 22 мая 2005 года, чтобы заменить на нем топливный бак. Модифицированная модель оснащена дополнительной системой подогрева, что позволяет избегать обледенения обшивки в самом опасном месте – возле линии подачи жидкого кислорода. Также максимально сокращено количество изоляционной пены, отколовшийся кусок которой и погубил два с лишним года назад «челнок» Columbia. К сожалению, все эти ноу-хау не позволяют дать стопроцентную гарантию, что катастрофа не повторится.

Как явствует из опубликованного 28 июня этого года доклада специальной Комиссии по безопасности полетов шаттла, возглавляемой бывшим астронавтом Ричардом Кови, NASA не устранило три основных неисправности, способных погубить Discovery. Элементы обшивки по-прежнему могут сорваться во время полета от удара изоляционной пены из топливного бака, как это произошло с Columbia. Конструкцию корабля не усилили, а это создает опасность разрушения челнока при посадке. И наконец, так и не создана надежная система, позволяющая ремонтировать корабль во время полета.

Тем не менее директор NASA Майкл Гриффин дал добро на старт. На специально созванной в четверг пресс-конференции он заявил, что, несмотря на то, что «космические полеты вообще опасны», сотрудники агентства «приложили все усилия для того, чтобы максимально снизить риск», поэтому «13 июля Discovery все-таки поднимется в воздух». Правда, похоже, руководитель NASA старался убедить не столько журналистов, сколько самого себя.

Ни для кого не секрет, что только жестокая необходимость заставила NASA возобновить полеты. За последние два года на американском модуле МКС вышло из строя множество крупногабаритного оборудования, а доставить его на Международную космическую станцию на «малолитражных» российских «Прогрессах» не представляется возможным. Также из-за сложностей с транспортировкой численность экипажа МКС была сокращена до минимума, что делает невозможным осуществление широкомасштабной научной программы. Партнеры по МКС все громче заявляют о том, что в подобных условиях эксплуатация дорогостоящей станции нецелесообразна. Да и по национальной гордости американцев нанесен удар – единственная в мире супердержава фактически осталась без собственного космического корабля.

Все эти аргументы и послужили основанием для того, чтобы отправить в космос Discovery. Однако сердце у руководителя NASA все равно не на месте. Вот уже месяц он не устает повторять, что «мы не посылаем в космос смертников, экипаж Discovery имеет все шансы благополучно вернуться на Землю».

Предпринимаемые меры безопасности действительно беспрецедентные. «Окно» для старта подбиралось так, чтобы осуществить его в светлое время суток, что позволит специалистам NASA визуально контролировать состояние обшивки корабля. Перед стыковкой с МКС шаттл совершит кувырок, перевернется вверх днищем, так что экипаж Международной космической станции сможет сфотографировать его обшивку цифровыми камерами, специально доставленными на борт МКС в марте этого года. Если у астронавтов возникнут хоть какие-то сомнения в целостности своего корабля, они облачатся в скафандры и выйдут в открытый космос, чтобы лично убедиться в сохранности обшивки. Теоретически они даже смогут ее отремонтировать с помощью специального ремонтного комплекта. Впрочем, руководство NASA вряд ли позволит им так рисковать и возвращаться на Землю на неисправном корабле. В этом случае экипаж Discovery должен будет в полном составе переместиться на МКС и спокойно дожидаться прибытия спасательной экспедиции на шаттле Atlantis. Непонятно, правда, как NASA собирается обеспечивать безопасность полета другого «челнока». Да и возможность долговременного проживания девяти человек на борту МКС у Сергея Крикалева, командира работающего на станции экипажа, вызывает большие сомнения. Наш космонавт неоднократно призывал руководство NASA сократить экипаж Discovery до четырех человек, чтобы при возникновении нештатной ситуации легко и просто эвакуировать всех людей, находящихся на станции, на двух трехместных кораблях «Союз».

Да и экипаж Discovery, который возглавляет первая в истории США женщина-командир шаттла Эйлин Коллинз, не робкого десятка и готов идти до конца. А вот директор NASA Майкл Гриффин, несмотря на свои громкие заявления, в правомочности полета Discovery, похоже, все еще сомневается и оставляет для себя лазейку к отступлению – возможность отложить старт «по причине плохих погодных условий, связанных с ураганом».

"