Posted 12 июля 2004,, 20:00

Published 12 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Встать! Суд уйдет?

12 июля 2004, 20:00
Профессия судьи относится к разряду публичных. Но есть одно ограничение: человек, отправляющий правосудие от лица государства, не имеет права становиться «звездой». Увлечение политикой рано или поздно приводит к профессиональному краху – популярность судьи не оставляет места беспристрастности. В случае с недавней отста
Сюжет
Суды

Бывшую судью Мосгорсуда Кудешкину еще недавно можно было бы назвать типичным представителем своей профессии. Именно поэтому ее скандальная отставка наверняка станет прецедентом. Ведь служители закона считались у нас до сих пор не прикасаемыми ни при каких обстоятельствах.

В недавнем прошлом Кудешкина – жительница провинции, переехавшая в столицу после успешной карьеры в родном Кемерово. Кандидат юридических наук с двадцатилетним опытом практической работы. Муж – бизнесмен и политик, бывший начальник ФСБ в одном из отдаленных городов. Дети, внуки. Трехкомнатная квартира в новом доме и две нестарых еще машины. Единственное, что отличало Ольгу Борисовну от ее незаметных коллег, так это умение общаться с прессой. Да еще, пожалуй, страсть к публичной политике.

Первый раз имя судьи Кудешкиной появилось в центральной прессе в связи с нашумевшим процессом по делу группировки некоего Максима Лазовского. Приговор суда под председательством Ольги Борисовны общественность восприняла с недоумением: двое подсудимых были оправданы, действия еще одного расценены как хулиганство, а два киллера получили минимальные сроки. Большинство российских изданий, наблюдавших за ходом процесса, связало необычайную мягкость приговора с тем фактом, что группировка Лазовского частично состояла из сотрудников той самой спецслужбы, в которой когда-то работал муж Ольги Борисовны.

В 2002 году под ее председательством Мосгорсуд фактически увел от справедливого наказания двух сотрудников бывшей налоговой полиции, обвиняемых во взяточничестве и служебном подлоге. Приговор, правда, был отменен Верховным судом, но на судьбе взяточников это практически не сказалось.

Зато явная или косвенная защита интересов «служивых» прямо отразилась на карьере самой Кудешкиной: ее авторитет среди коллег явно пошатнулся. Гроза могла разразиться в любое время. Наверное, поэтому судья сама решила пойти на обострение конфликта.

Независимость и несменяемость судей не зря называют одними из главных завоеваний российской демократии. Гарантировать точно выполнение закона может только тот, кто защищен от любых видов произвола. Правда, этот принцип едва не стал барьером на пути судебной реформы: для некоторых недобросовестных служителей Фемиды независимость стала синонимом безнаказанности. Единственный способ смещения такого человека – это вынесение дела на рассмотрение квалификационной комиссии. Большинство судей, опасаясь публичного «разбора полетов», уходили сами, подыскивая себе другую работу.

Амбициозная Кудешкина решила стать депутатом Госдумы. Причем всю свою предвыборную кампанию выстроила на жесткой критике коллег. Первое же выступление Кудешкиной стало настоящей сенсацией: в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» она завила, что на судей Мосгорсуда оказывается сильнейшее давление. Назывались даже конкретные имена: так, по словам Ольги Борисовны, обвинительного приговора по делу следователя МВД Павла Зайцева добивалась председатель Московского городского суда Ольга Егорова. Потом ряд центральных изданий опубликовали серию интервью с Кудешкиной – примерно такого же содержания, что и речь, озвученная в радиопередаче.

По ее словам, суд «…превращается в инструмент сведения политических, коммерческих или просто личных счетов….», а «…в стране уже в самое ближайшее время может наступить судебный беспредел…» Бороться с ним Кудешкина собиралась в стенах Госдумы. Правда, избиратели этого порыва не поддержали. Зато шумная кампания в СМИ продолжалась по меньшей мере в течение полгода.

Реакция коллег судьи Кудешкиной оказалась вполне предсказуемой. Скорее всего, заседание квалификационной комиссии состоялось бы и без громких заявлений в прессе. Но теперь исход голосования был предопределен. 19 мая 2004 года, рассмотрев обращение Совета судей города Москвы, комиссия приняла решение привлечь судью Ольгу Кудешкину к дисциплинарной ответственности, досрочно прекратив ее полномочия и лишив соответствующего квалификационного класса.

Конечно, с формальной точки зрения, «дело судьи Кудешкиной» не может считаться показательным: в ее действиях, строго говоря, нет пресловутого «состава преступления». Тем не менее большинство специалистов сходятся в том, что эта отставка станет первой в серии громких скандалов. Решение квалификационной комиссии, по сути, ломает общепринятые нормы и правила: теперь основанием для досрочного прекращения полномочий судьи могут стать не только уголовно наказуемые поступки, но и стиль поведения, который вызывает неприятие у коллег по цеху.


Судейское лукоморье

"