Рус
Eng

Алина Витухновская: происшествие с Ефремовым надо рассматривать как событие-маркер

Алина Витухновская: происшествие с Ефремовым надо рассматривать как событие-маркер

Алина Витухновская: происшествие с Ефремовым надо рассматривать как событие-маркер

13 июня 2020, 21:53
Общество
Вся российская жизнь превращается в чудовищное сафари, ритуальный танец смерти. Словно внутри огромной инфернальной матричной матрешки, внутри одного ритуала возникает другой. Так на днях «беспечный ездок» актер Михаил Ефремов, несясь пьяным по встречной полосе, насмерть сбил человека.

Алина Витухновская, писатель

Увы, постсоветский человек отличается от советского, и даже в худшую сторону. Уже на третий день после снятия карантина я убедилась в том, что инстинкт самосохранения у людей как будто бы притуплен. Все меньше и меньше граждан в масках, а в перчатках нет и вовсе.

Из второго салона, который мне было необходимо посетить, мне пришлось быстро ретироваться. Клиенты снимали средства защиты, едва усевшись в кресла. И начинали бойко рассказывать о том, как переболели и как кому удалось сбежать с карантина на дачу. Инфантилизм и беспечность, переходящие в опасное безумие. Через некоторое время помещение напоминало общественную баню.

В этом салоне политические настроения были совершенно иными, чем во вчерашнем. На голосование здесь идти никто не собирается и даже не интересуется им. Мастера, как и посетители, думают о том, как быстрее уехать из города, предварительно заработав.

Учитывая тот очевидный факт, что пандемия не закончилась, подобный отчаянный низовой гедонизм начинает напоминать поведение жертвенных животных перед закланием. И воистину, как зловещий ритуал выглядит освящение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке, которое состоится 14 июня 2020 года.

Фактически это действо напоминает древний ацтекский ритуал во имя бога солнца, когда на вершинах специально отстроенных пирамид приносились массовые человеческие жертвы. С той лишь разницей, что нынешние «агнцы» будут преданы Богу КОВИДа во имя вечного правления его земной аватары.

Вся российская жизнь превращается в чудовищное сафари, ритуальный танец смерти. Словно внутри огромной инфернальной матричной матрешки, внутри одного ритуала возникает другой. Так на днях «беспечный ездок» актер Михаил Ефремов, несясь пьяным по встречной полосе, насмерть сбил человека.

Ефремов — плоть от плоти советской системы и советской эстрады, и советского юморка а-ля Жванецкий, со странным мне ореолом «оппозиционера», что делает его еще более отталкивающим. Конечно, это дозволенная «критика», удовлетворяющая запросы определенной среды, ее цель — убаюкивать, а не просвещать. И в этом смысле он абсолютно системный персонаж. И защищать его кинулись как онтологически своего те же представители системы — Симоньян и Прилепин. «Мои соболезнования семье погибшего. Умереть — дело нехитрое. А вот когда душа в клочья — тогда как?» — патетически восклицает Прилепин.

Про «душу в клочья» — очередная дешевая хохломская подлость (и пошлость). Многие, судя по ленте, свято верят, что сам факт убийства человека неизбежно ведет «русского интеллигента» (Ефремова) в дантовский ад и посему сам по себе является наказанием. Как писателю, в первую очередь, мне интересно, откуда берется уверенность, что всякий человек должен (будет) испытывать нравственные терзания? Из моего жизненного опыта это абсолютно не следует, напротив, я регулярно наблюдаю обратное. Это какой-то абстрактно-достоевский вывод. И второй вопрос — что решают эти терзания, если они случатся? Де-факто и де-юре.

Народные артисты РФ — носители и проводники массового бессознательного. Поэтому происшествие с Ефремовым надо рассматривать как событие-маркер, символизирующее полную потерю управления. Сейчас мы наблюдаем открытую демонстрацию безумной бравады оборзевшей культурной обслуги и прикрывающей ее власти. Открытое потребление запрещенных веществ, бывшее в 90-е распространенным явлением, позже превратилось в абсолютное табу для всякого нормального человека. В нынешней России позволить себе наркодосуг может или откровенный безумец, или лицо привилегированное, крышуемое властью. Именно таким и был Михаил Ефремов. Именно поэтому защищать его ринулись все знаковые фигуры государственного культурного и политического поля.

Вульгарный ролик с извиняющимся на публику актером показал чудовищную степень управляемости граждан. Буквально за день их мнение изменилось на ровно противоположное. Фигура кающегося грешника чрезвычайно популярна в российском массовом бессознательном. Столь распространенные здесь ментальные качели — «согрешил-покаялся», «покаялся-простили», между прочим, абсолютно тождественные самому сознанию алкоголика или наркомана — это то, что нивелирует любой опыт, в том числе опыт общественный (одна из причин, почему русская история ходит по кругу, наступая на грабли), нивелирует смысл правовой системы как таковой.

От достоевского до советского (!) детектива — все здесь пронизано идеей вины и покаяния, шизоидной, невротической и управленческой одновременно. Как бешеный маятник качается сознание человека, деградируя, сжимаясь там, где давно образовалась тьма, пустота, традиционно и ошибочно принимаемая за душу — такой же по-сути метафизический управленческий конструкт.

В Америке убили Флойда — вся страна вышла на протест. В России убили человека, якобы «за кражу обоев» — ноль реакции, вплоть до оправданий полиции. Заслуженный паяц Ефремов убил в аварии человека — «гениальный актер» и «как его жаль». Вы спрашиваете, когда здесь будет революция? При таком отношении к человеческой жизни — никогда.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter