Posted 12 июня 2011,, 20:00

Published 12 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

«Ма-ма мы-ла ла-му»?

«Ма-ма мы-ла ла-му»?

12 июня 2011, 20:00
Все дети в той или иной степени сталкиваются с речевыми расстройствами. Одни быстро перерастают их, другие преодолевают эти трудности всю жизнь. Но если родители вовремя распознали наметившуюся проблему, шансов устранить ее намного больше.

До года – не сюсюкайте

«Хотите, чтобы малыш говорил четко, без запинок, не путал и не переставлял слоги и в будущем не столкнулся с дислексией – патологической неграмотностью в устной и письменной речи, разговаривайте с ним правильно», – советует детский психоневролог Нина Ивановна АНДРИЕНКО. – Грудничок лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки и чутко реагирует на интонацию. Помогите ему вслушаться в них! Пойте колыбельные и народные детские песенки, проговаривайте присказки, тараторки, звенелки, шумелки, рассказывайте стихи для самых маленьких. Тихо и громко, нежно и сердито, высоким и низким голосом (в зависимости от смысла), но всегда очень медленно и четко тяните гласные нараспев.

Важно, чтобы ребенок видел вашу мимику и пытался «считывать» ее с ваших губ. Этот феномен врачи называют ротовым вниманием. Особенно тщательно произносите звуки О, И. Именно их впоследствии дети будут проговаривать очень приблизительно, иногда заменяя на другие – У, Э. Это значит, что писать слова с буквами О, И, У, Е (Э) они станут с ошибками, которые не объяснить никакими правилами. «У вас, мамочки, очень ответственная задача – вы не просто беседуете с младенцем, а прививаете ему врожденную грамотность», – считает специалист.

Исследования показали, что на самом деле грамотность конечно же не может закладываться во внутриутробном периоде. Чувствовать родной язык на подсознательном уровне дети учатся на первом году: фонетические особенности речи прочно откладываются в долговременной памяти маленького человечка. Если вы сюсюкаете с ним или хуже того – ухаживаете за ребенком молча, считая, что ваших слов он все равно не поймет, проблем в школе не избежать.

До того, как начать говорить, малыш должен хорошенько натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он пытается гулить и лепетать, дышит, глотает, сосет грудь (молоко из бутылочки не в счет – слишком легко вытекает), а главное – жует. Дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы кормили жидкими кашками и протертыми овощами.

К году или чуть позже ребенок уже может соединять слова по смыслу – появляется лепетная речь. Простенькое предложение, составленное из двух, пусть даже неправильно произнесенных слов, например «дай макака» («дай молока»), знаменует ее начало. Запомните этот день и назовите его, если в будущем невропатолог или логопед спросят: «Когда ребенок заговорил?»

Лекарство от заикания

Советует заведующая логопедическим отделением Солнцевского детского речевого центра Антонина Сергеевна ЛЕОНИДОВА:

«Не обращайте внимания на речевые запинки, которые появляются у малышей 2–4 лет. Их переполняет желание говорить, одно слово перебивает другое, к тому же ребенок спотыкается на сложных или незнакомых словах, особенно когда переутомился, чем-то возбужден или взбудоражен. Не показывайте своего беспокойства, не пытайтесь закончить слово, на котором малыш запнулся, за него. Тем самым вы только усилите психологический барьер и закрепите случайную оговорку, создав почву для невротического (психогенного) заикания».

Заикание может возникнуть после психической травмы – сильного испуга, незаслуженного наказания, конфликта или развода родителей, если домашнего ребенка оторвали от мамы – отдали в садик, отправили пожить у бабушки. Мышцы, которые участвуют в произнесении слов, от нервного напряжения сводит судорогой. «Тут главное – устранить или хотя бы смягчить психотравмирующий фактор, снять стресс, в том числе и вторичный – связанный с самим заиканием. Такие дети очень сильно переживают из-за него, что только усугубляет проблему. Появляются ночные кошмары, нервный тик, формируется логофобия – страх перед устной речью, когда ребенок вообще отказывается говорить. Таким детям нужно наблюдаться у детского психоневролога и заниматься с логопедом. К счастью, эта форма заикания хорошо поддается терапии, а иногда и без лечения сходит на нет», – рассказывает Антонина Леонидова.

Хуже, если у ребенка обнаружится так называемый неврозоподобный (органический) вариант, свидетельствующий о патологии соответствующих участков мозга. К ней приводят родовая и черепно-мозговая травмы, а также заболевания нервной системы. От такого заикания полностью избавить малыша не удастся, но зато и особых переживаний из-за речевого дефекта он не испытывает. Кстати, это один из главных диагностических признаков, которые помогают отличить одну форму заикания от другой.

Прививка от «словесной слепоты»

Учась говорить, малыши коверкают слова и допускают множество ошибок. До 4–5 лет это нормально. Если же они сохраняются у дошкольника, которому положено говорить четко и правильно, а тем более у ребенка, уже ставшего учеником, налицо признаки «словесной слепоты» – дислексии. Она проявляется в устной речи и на письме. Это расстройство передается по наследству, ему в большей степени подвержены у леворукие дети, причем мальчики в 4 раза чаще, чем девочки.

Как правило, дислексия обнаруживается к концу первого класса. Учителя нередко записывают таких учеников в «УО» – умственно отсталые. А ведь это, по крайней мере, 5–8% всех учащихся! И они вовсе не являются интеллектуально неполноценными. Причина дислексии – изолированный дефект небольшого участка мозга, отвечающего за распознавание звуковой и графической оболочки слов. Все остальные его зоны функционируют нормально, а нередко даже превышают средний уровень – малыши демонстрируют выдающиеся способности в других науках. Многие гении, миллионеры и выдающиеся политические деятели были дислектиками – Эйнштейн, Эдисон, Маяковский, Андерсен, Черчилль, Джордж Буш, Хрущев, Демосфен… Неправда ли, неплохая компания для ребенка, испытывающего речевые трудности?

Ошибки детства

Наследственность – главная, но не единственная причина словесной слепоты. В ее основе лежит негативный опыт, приобретенный в первые годы жизни. Например, ребенок, которого кормили, когда ему не хотелось, в школьном возрасте активно сопротивляется усвоению духовной пищи – так же как в раннем возрасте протестовал против ненавистной еды. Возможен и другой вариант – малыша слишком рано отдали в школу. Пока он не научится четкой артикуляции, нельзя становиться первоклассником.

«Важным моментом постижения окружающего мира являются отношения «ребенок-телевизор». Если голубой экран находится в поле зрения грудничка, его глаза привыкают к хаотичному движению и в школьном возрасте «прыгают» по тексту вместо того, чтобы спокойно следить за строчкой, – предупреждает заведующий офтальмологическим отделением Российской детской клинической больницы, кандидат медицинских наук Игорь Михайлович ЧИНЕНОВ. – Другая офтальмологическая беда, приводящая к «словесной слепоте», – так называемая нестабильная глазодоминантность. У большинства детей при чтении доминирует (усиленно трудится, передавая в мозг основной объем визуальной информации) один глаз: при нормальном зрении – правый, при плохом – тот, который лучше видит. Если на звание лидера претендуют оба ока (так бывает при косоглазии, когда в ведущем глазу резко «село» зрение), возникает зрительная неразбериха, о которой и сигнализирует дислексия.

Корректурная проба

Уделяя ей 5 минут в день, можно избавить ребенка от большей части речевых ошибок через 2,5 месяца. Попросите его зачеркнуть или выделить иным образом заданные буквы в распечатанном на принтере тексте. Пусть начнет с одной гласной, затем добавит другую, а проработав их все, переходит к согласным. Задания могут быть самыми разными, например обвести букву «а» и закрасить букву «о», выделить синим маркером «з» и красным «с», поставить точку над «р» и подчеркнуть «л».

Тест на «словесную слепоту»

На нее указывают характерные ошибки в устной и письменной речи.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у и т.д.

2. Пропуск звуков с выпадением соответствующей буквы или ее замена по созвучию: «куриса» вместо «курица», «Кафкас» вместо «Кавказ».

3. Замена звуков по звучанию и произношению при письме под диктовку: о-у, ё-ю, р-л, й-ль, ц-ч-щ, парных согласных – звонких и глухих, шипящих и свистящих: «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит».

4. Затруднение при устном и письменном воспроизведении похожих по начертанию букв (З-Э, Р-Ь), появление лишней или недостающей палочки в букве (и-ш, п-т), отсутствие крючка у букв «ц» и «щ» с заменой на «и» и «ш».

5. Застревание на буквах и слогах: «За зомом росла мамина» вместо «За домом росла малина».

6. Забегание вперед: «Дод небом лолубым» вместо «Под небом голубым».

7. Трудности с правописанием мягких согласных: «сольить» вместо «солить», «въезет» вместо «везет».

8. Слитное написание предлогов и раздельное – приставок.

9. Зеркальное письмо, при котором буквы перевернуты в другую сторону.

10. Трудности с расстановкой знаков препинания и использованием заглавных букв.

11. Нечеткий, очень неразборчивый – «плохой» почерк.

Шпаргалка для взрослых

1. Не ругайте ребенка за ошибки! Он в них не виноват. К тому же такие дети отличаются повышенной эмоциональностью, а потому остро переживают неудачи.

2. Не используйте красную ручку для исправлений! Иначе после проверки тетрадка будет похожа на кумачовое знамя. Красный фон действует на детскую психику как дополнительный фактор стресса. Пусть ребенок пишет простым карандашом, а учитель ставит пометки на полях. Ученик должен найти ошибку, стереть ластиком и правильно написать слово. В некоторых гимназиях эта методика применяется для профилактики дислексии при обучении чтению и письму. Специалисты рекомендуют придерживаться ее, когда ребенок проходит курс лечения по поводу расстройства устной и письменной речи.

3. Не заставляйте ученика как можно больше писать и читать! Дело не в количестве выполненных заданий, а в качестве. При большом объеме работы он будет ошибаться не только из-за дислексии, но и в силу зрительного и умственного утомления, которое ему категорически противопоказано. Обратитесь за помощью к специалистам – невропатологу, психологу и логопеду.

"