Posted 12 мая 2008,, 20:00

Published 12 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Кино без прошлого, или номер первый

Кино без прошлого, или номер первый

12 мая 2008, 20:00
Когда-то мы сильно любили друг друга. Польское кино было почти родным, а Брыльску считали русской актрисой. Когда империя пала, мы погрязли во взаимных обидах, а Вайда стал снимать свои шедевры на французские деньги, с трудом объясняя навязанным звездам глубины славянской души. Потом все не то чтобы наладилось, но как-

14 польских кинематографистов прилетели в Первопрестольную, во главе с красавицей директором Малгожетой Шлаговской в национальных одеждах лихо отплясывавшей польку прямо в вестибюле кинотеатра. С нашей стороны активно помогал Швыдкой. Сам Михаил Ефимович на церемонию открытия не пришел, но за кулисами везде поднимал шлагбаумы.

Польские кинематографисты дружно хвалили Москву, изрядно похорошевшую за последние годы, ругали аэропорт «Шереметьево», давали мастер-классы и пресс-конференции, где много говорили о взаимопроникновении двух ипостасей единой славянской души. Самые просвещенные называли четыре фамилии – Звягинцева, Михалкова, Сокурова и Германа, – давая понять, что при полном отсутствии русского кино в польских кинотеатрах отдельные бреши в великой стене все же есть.

Для Дней польского кино открыл двери кинотеатр «Художественный», и, что немаловажно, открыл их бесплатно. Поэтому была явная проблема со свободными местами, а публика на две трети состояла из студентов, которые на ходу учили польский, активно знакомились с польскими девушками и вселяли надежду на будущий ренессанс отношений.

Теперь о программе. Номер первый привез с собой два «оскароносных» фильма – «Пианиста» Полански, о котором все уже сказано, и «Петю и волка» студии «Се-ма-фор», о котором широкой публике известно только то, что она обошла «Мою любовь» Александра Петрова в его надеждах на «Оскар».

«Петей», собственно, и открылся фестиваль. Вступив в альянс с британскими деньгами (1,5 миллиона фунтов, – отсюда и британский режиссер, и британский сопродюсер), маленькая польская студия, у которой, как и у нашего Петрова, до «Оскара» самой большой проблемой являлась проблема оплаты помещения, легко взяла реванш за вынужденное молчание и сбила все банки с первого выстрела. «Петя» – это мультик не по балету Прокофьева, как заявлено в сценарии, а скорее анимация по «Бедным людям» Достоевского, правда, перенесенным в сегодняшнюю русскую глушь. Достоевский был бы от «Пети» в полном восторге, а британский режиссер получила то, чего хотела, – «Оскар» и смену места жительства. А ведь начиная снимать «Петю», режиссер не знала даже, как выглядят валенки и куда их употреблять.

Надо сказать, снять мультик по балету Прокофьева с бюджетом в 1,5 миллиона фунтов на нищей студии в Восточной Европе с коллективом, который уже брал «Оскар» четверть века назад и хорошо помнит, как это делать, – это была британская идея, полная блеска нового колониализма.

Об отношениях культур с грустным юмором порассуждал в своих «Статистах» Михал Квечински, приведя зрителя к нехитрому выводу о том, что любые отношения культур в итоге все равно остаются взаимоотношениями людей, и любой контакт с другими – это лишь путь к познанию самого себя. А то, что толпы людей бродят по миру в поисках счастья, думая, что искомое зависит от географии, – тема, волнующая сегодня многих. Уже упомянутый Вайда сейчас занят поиском сценария, чтобы объяснить себе, а заодно и другим феномен этой эпидемии новых одиссеев. Потом, как в «Статистах», они приплывут к своим берегам, чтобы сказать недождавшейся Пенелопе: «Я объехал весь мир, чтобы понять, что самое дорогое в нем – это ты и сын». Но историю хочется пережить, даже если известен финал.

Закрывал фестиваль «оскароносный» «Пианист» Романа Полански. Правда, сам режиссер на закрытие не приехал, так как вовремя не успел оформить визу. Но по дружному уверению делегации, если бы не отсутствие визы, Полански непременно бы прилетел и, возможно, тоже танцевал бы польку.

Как всегда, виноваты бюрократы.

БЛИЦ С МИХАИЛОМ ШВЫДКИМ

– Вы открывали польские сезоны в Москве. Кого бы Вы представили на открытии русских сезонов в Польше?

– В ноябре прошлого года мы уже провели в Варшаве первый фестиваль российского кино, и показали более 70 картин. Я могу сказать сразу, что польские коллеги хотят всего: и Сокурова, и Звягинцева, демонстрируя широту своих взглядов. Я думаю, что у российского кино есть серьезный потенциал. Я недавно с интересом посмотрел фильм «Океан с кубинцами» молодого человека по фамилии Нестеров. Очень интересная работа «Город солнца», которую снял Гарик Сукачев. Валерий Тодоровский снял интересную картину.

– Какая из новых премьер вас потрясла?

– Понимаете, говорить со мной о потрясениях - это не правильно. Человек, который занимается культурой как чиновник, если он от кого-то потрясется, то остальные обидятся. Я могу потрясаться только шепотом.

"