Posted 12 мая 2008,, 20:00

Published 12 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Алексей Рязанцев

Алексей Рязанцев

12 мая 2008, 20:00
Алексей Анатольевич Рязанцев – генеральный директор компании «КАРО Премьер», занимающейся эксклюзивным прокатом на территории России и СНГ фильмов Warner Brothers, в числе которых франшиза «Гарри Поттер». Также он курировал прокат таких отечественных картин, как «Самый лучший фильм», «12» и другие. Кино Алексей Анатоль

– Уже сейчас в российском прокате фильмы собирают по $50 млн. На какие суммы блокбастеры могут выйти в будущем? $200 млн.?

– «Самый лучший фильм» за первый уикенд принес $16,5 млн. Это неплохой старт даже для США. Хотя там бывает и выше, но для нашего проката это уникальный факт. Это говорит об очень большой емкости рынка. Но аналитикам надо задуматься о перспективах. Большинство стран Европы столкнулись с ситуацией, когда общее количество зрителей в кинотеатрах падает, притом что возможности потратить деньги на билеты у них намного больше, чем у наших граждан.

– То есть возможен не только рост вверх?

– Конечно. Как это ни парадоксально, высокие кассовые сборы обусловлены, в том числе и высокими ценами на билеты. Но хотим мы того или нет, кинотеатров будет открываться все больше и больше. И борьба за зрителя будет идти и за счет повышения качества обслуживания и, кроме прочего, за счет снижения цен на билеты.

– В 2007 году на территории СНГ (без учета Украины) продано свыше 100 млн. билетов. Но по сравнению с советским прокатом, когда только фильм «Пираты XX века» посмотрели 88 миллионов человек, это, конечно, не цифры.

– «Ирония судьбы» – уникальный проект, его посмотрели почти 10 миллионов человек. Но если учитывать, какое количество жителей нашей страны остались неохваченными, – вы понимаете – 10 миллионов и 90 миллионов. Кинодосуг пока все еще не самый доступный вид отдыха. Поход в кино не является такой насущной проблемой для наших граждан, как проблема жилья или питания. Пока в среднем по стране один человек посещает кинотеатр 1,8 раза в год, то есть даже еще 2 раза в год не ходят. Многие приходят первый раз за 10–15 лет, им интересно сравнить свои ощущения с тем, что были в юности. Снижение цены на билет могло бы увеличить количество кинозрителей. Не знаю, видели ли вы в Интернете ролик, где молодежная аудитория штурмует кинозал перед показом «Самого лучшего фильма» на утренний сеанс в 9.30, потому что цена на билет в этом кинотеатре, не буду его называть, была 30 рублей. Кроме того, в советском прокате «Пираты…» шли не 2 недели, как сейчас, а значительно дольше. Картина шла минимум на 30 тысячах экранов. Сейчас до этой цифры далеко. Сегодня реально существует где-то 1400 залов нового поколения, то есть примерно 650 кинотеатров.

– Соотношение отечественных и зарубежных фильмов в нашем прокате где-то один к пяти. Как вы относитесь к введению квот на национальный кинематограф?

– Никогда еще ничто в большей степени не усугубляло ситуацию в худшую сторону, чем попытка что-либо квотировать. Если мы возьмем десять самых коммерчески успешных фильмов в истории российского проката, то увидим, что 8 из 10 – это российские картины. Наши зрители все-таки хотят смотреть отечественное кино, но хорошего качества. Зрителя не проведешь. Если разрекламировали фильм по всем каналам, а зритель приходит в кинотеатр и понимает, что его ожидания не сбылись – это самое печальное. Хотя кредит доверия у наших людей достаточно растянут. Еще наши бабушки и дедушки говорили: «Мы жили плохо, а вот вы поживете лучше…» И мы все живем в ожидании лучшей жизни…

– «Самого лучшего фильма».

– Да, «самого лучшего фильма». Бокс-офис первого уикенда составил $16 млн. Во второй обычно происходит падение на 50 %. То есть должны были собрать 8 млн., а собрали только 4.

– У ваших зарубежных коллег на кинофорумах и трейд-шоу наверняка есть на что посмотреть?

– Организация премьер у них мастерски поставлена. В прошлом году, когда представляли фильм «Рокки Бальбоа», центр зала оформили как боксерский ринг, туда вышел ведущий с микрофоном и стал объявлять «бойцов». Или, например, когда представляли первый эпизод «Звездных войн»: в огромном павильоне, где это происходило, организаторы шоу были одеты в костюмы солдат Империи, гостей брали в плен и провожали в зал. Потом руководство подошло в форме генералов. С этой точки зрения нам есть чему поучиться.

– А как обстоят дела с продвижением российских проектов на Западе? Насколько я знаю, у нас успешных примеров раз-два и обчелся.

– Это легенда. Существует несколько компаний, которые достаточно успешно продают отечественные фильмы и в Западную Европу, и на азиатские рынки, и в Гонконг.

– Но, как правило, это фестивальное кино.

– Почему? Возьмем, к примеру, фильм «Скалолазка» – его нельзя назвать фестивальным. И особенно успешным нельзя назвать. Собрал в отечественном прокате менее $3 млн. А продали его уже на $500 тыс. Конечно, это не «Гарри Поттер». Но к нам постоянно обращаются, интересуются, нет ли чего нового? Просто самые интересные с точки зрения денег – это северо-американские сетевые кинотеатры. А там люди ничего не американского не знают, и знать не хотят. Но картины, которые выпускают на 200 копиях, как фильмы Александра Сокурова или Никиты Михалкова, уже имеют заметный прокат. И «Монгол» Сергея Бодрова-старшего, думаю, купят. И «12» закупят, наверняка.

– У вас два образования: киноинженер и экономист кино – оба профильные. Вас всегда привлекало кино?

– Мои мама с папой очень часто ходили в кинотеатр «Родина» на Семеновской. Видимо, еще в младенчестве я впитал любовь к кино. Когда меня в детстве спрашивали, кем хочу стать, я упорно отвечал или продавцом мороженого, или работать в кинотеатре. С 5 лет я ходил в соседние кинотеатры на все фильмы. Могу смотреть все что угодно и сколько угодно. И у меня в голове фильмы не путаются. Могу легко сюжет любого нового фильма на спор рассказать, опережая героев на экране.

– То есть у вас нет такой профессиональной болезни, которой страдают многие кинокритики, которые 20 лет смотрят кино и уже видеть его не могут?

– Я вообще не понимаю, что это за профессия «кинокритик». И не понимаю наших критиков, которые позволяют себе еще до выхода фильма на экран, разносить его в пух и прах. И сколько раз уже они ошибались… За рубежом никто себе такого не позволит. На Западе могут наградить фильм одной «малиной», двумя, но после того, как посмотрят. Пусть это кино плохое, но пусть зритель разберется сам. Понятно, что люди зарабатывают деньги. Но надо уважать и достаточно сложный процесс кинопроизводства.

– В одном интервью вы сказали, что ваши аналитики могут с высокой точностью предсказать кассовые сборы фильма.

– Мы не всегда стопроцентно угадываем. Случались и ошибки в прогнозах. Можем взять два полярных примера. «День выборов» нам казался суперсмешным и забавным. Хорошая комедия, адекватная игра актеров – все говорило об успехе и о как минимум 10 млн. «боксе» картины (сокращение от box-office – кассовые сборы. – Ред.), а собрали чуть больше 5 млн. С другой стороны, фильм «12» Никиты Михалкова. Мы понимали, что это очень большое полотно, но сделать прогноз, что он соберет больше, чем, например, «Глянец», было сложно. Когда на 2-й уикенд фильм не падает, а наоборот, увеличивает бокс-офис на 12%, это был очень интересный результат.

– В «КАРО» существует практика тест-просмотров, когда зрители оценивают фильм еще до его выхода на экран.

– Я сторонник фокус-группы из профессионалов. То есть мы собираем тех, кому с этим фильмом предстоит работать: руководителей кинотеатров и прочих. Задаем конкретные вопросы: «Вырезали бы вы этот эпизод?» Тогда это профессиональный разговор. А обычные зрители, они пришли кино бесплатно посмотреть. У нас еще такие положительные люди, что они все оценивают на «отлично». «А это как вы оцениваете? – 5 баллов. – А это? – И это очень хорошо». На тест-просмотре фильма «День выборов» все безудержно хохотали, а фильм оказался настолько «столичным», что 60% бокс-офиса принесли Москва и Санкт-Петербург.

– Тоже, кстати, интересная тема: Москва и регионы. Как в целом распределяются кассовые сборы?

– Соотношение: где-то 30–35% – Москва и 65–70% собирают регионы. Это что касается предсказуемых блокбастеров. А вот фильмы, которые требуют не просто созерцания, а некоторой дополнительной работы души, такой фильм более востребован в Москве и Санкт-Петербурге, где традиционно больше виденного и слышанного. Эту разницу также необходимо учитывать.

ИЗ ДОСЬЕ

Родился 17 марта 1958 г. в Москве.

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1986 г. окончил экономический факультет ВГИКа.

КАРЬЕРА: в 1989–1992 гг. – зам. начальника Управления кинофикации Мосгорисполкома.

В 1992–1995 гг. – директор по кинопрокату московского филиала «Гемини-фильм».

В 1995–1998 гг. – зам. генерального директора, директор по кинопрокату кинокомпании «НТВ-Профит».

В 1998–1999 гг. – зам. директора по кинопрокату ККЗ «Пушкинский».

С 1999 г. – генеральный директор кинокомпании «КАРО Премьер».

НАГРАДЫ: медаль «За трудовую доблесть» (1985). Почетный кинематографист РФ (2003). Приз лучшему дистрибьютору года на Международной выставке и форуме «Кино Экспо» (2004). Заслуженный работник культуры РФ (2008 г.)

"