Posted 12 апреля 2005,, 20:00

Published 12 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

«Нас никто не утешал»

12 апреля 2005, 20:00
Международный авиационный комитет продолжает изучать обстоятельства инцидента с чартерным рейсом авиакомпании «Кавминводыавиа» из Египта в Москву. 2 апреля после взлета из аэропорта Шарм-эль-Шейха самолет начало сильно трясти, а пассажирам показалось, что они падают. В результате серьезно пострадала 34-летняя Ольга Фед
Сюжет
Авиация

Ольга Федотова лежит в травматологическом отделении Московской клинической больницы им. Боткина. На шее специальный корсет. Врачи подозревают у нее смещение шейных позвонков и перелом межпозвоночного диска. Скорее всего, потребуется операция.

По профессии Ольга – дизайнер-флорист. Загорать под жарким египетским солнцем она отправилась вместе с 10-летним сыном Федором и подругами. По словам Ольги, летать ей приходится часто, но такой ужас она испытала впервые.

«С самого начала мы почувствовали неладное, – вспоминает Ольга Федотова. – Мы должны были вылететь в пять часов по местному времени. Но взлет задержали на час, и явно не из-за опоздавших пассажиров – все были на месте. На борту ощущалась какая-то нервозность. Когда мы входили, одна из стюардесс плакала. Члены экипажа бегали по салону. Самолет потихонечку выруливал то задом, то передом. Когда он все-таки поднялся в воздух, то его начало болтать в разные стороны. Мы сидели в хвосте самолета с подругой. Она с маленькой дочкой, я с сыном. И еще две подруги с детьми. Никто не мог понять, что происходит. А потом самолет начал падать».

Ольга не помнит, сколько времени прошло с момента взлета, на часы никто не смотрел. Сначала в самолете резко похолодало. Температура упала, с потолка пошел «дождь» – начала капать вода. Люди надевали на себя куртки. Ольга Федотова говорит, что тоже замерзла, и увидев, что табло «пристегните ремни» выключено, встала, чтобы достать кофту с багажной полки. В этот момент выключился свет, и пассажирам показалось, что самолет падает.

«Все произошло очень резко, словно выключились двигатели, – вспоминает Ольга. – Наступила тишина, никто не кричал, даже дети. И как будто дождь или град – бум-бум-бум по крыше… Звуки непонятные. Не знаю, сколько секунд или минут все это происходило. Потом меня подбросило вверх. Жуткий был удар об потолок. Первой мыслью было то, что я переломала себе все. Я начала мысленно прощаться с жизнью. Поняла, что я и мой ребенок гибнем, но ничего сделать не можем. Ухватиться пыталась за что-то. Но за что взяться там, на потолке – гладкая, обтекаемая поверхность. Потом я уже очнулась на полу, потому что самолет каким-то чудесным образом перестал падать, выровнялся. Включился аварийный свет».

Вместе с Ольгой вверх подбросило сумки, незакрепленные вещи. Стюардессы и часть пассажиров, которые не были пристегнуты, тоже испытали секундное «парение» в невесомости. Маленького Федора подкинуло, но тут же швырнуло назад в кресло. Его маме повезло меньше. Когда Ольга очнулась, то почувствовала сильную боль в левом плече и шее. Стюардессы ничего сделать не могли, в аптечке не оказалось нужных лекарств.

«Стюардессы предложили мне валерьянку, – продолжает Ольга. – Потом нашли женщину-врача в первом салоне. Она сделала обезболивающий укол. Вокруг начались истерики, вопли, дети начали плакать. Одна женщина в совершенно безумном состоянии начала искать духи, которые она купила в дьюти-фри. В салоне был беспорядок. Поручни у кресел – вмяты, в первом салоне вырвано кресло. Разбита обшивка потолка. В туалете заклинило двери – видимо, корпус как-то смяло и они не работали. Люди были в таком шоке, что ходили в туалет на глазах друг у друга и никто никого не стеснялся».

По словам Ольги, никто из пассажиров не знал, куда летит самолет – назад в Египет или в Москву. За всю дорогу члены экипажа не сказали людям ни слова. Только в самом конце полета предложили еще раз воспользоваться услугами их авиакомпании. А стюардессы сами не знали, что произошло. Они ходили с разбитыми головами – им тоже досталось. Натягивали улыбки: «Да нет, ничего страшного, это турбулентность».

В аэропорту «Шереметьево» самолет приземлился поздно ночью. Пассажиры крестились, ведь многие уже успели попрощаться с жизнью. Людям с «аварийного» рейса дали «зеленый коридор». Таможенники уже знали о происшествии и относились к пассажирам по-человечески. Однако этого нельзя сказать о сотрудниках «Кавминводыавиа».

Ольга Федотова говорит, что просила экипаж вызвать «скорую помощь» к трапу – ей было больно двигаться. Стюардессы сначала согласились, но после приземления сказали: «Девушка, но у вас же ноги не сломаны, может, сами дойдете? Там, в аэропорту, есть медицинский кабинет». В результате ей пришлось с поврежденной шеей идти в здание аэропорта. Подруги помогли отыскать ее чемоданы и позвонили мужу, который находился в зале ожидания. Таможенники пропустили Анатолия Федотова без вопросов, даже документы не стали спрашивать. В медпункте Ольгу тут же усадили в кресло-каталку и вкололи обезболивающее. А потом все же вызвали «скорую помощь», которая и увезла пострадавшую в больницу.

Анатолий Федотов на следующий день попытался связаться с представительством авиакомпании «Кавминводыавиа» в Минеральных Водах, чтобы решить вопрос о компенсации причиненного супруге вреда. «Мне дали телефон московского представителя, – рассказал «НИ» Федотов. – Но по этому номеру несколько дней работал автоответчик. Я оставил свои координаты. Позже мне перезвонила генеральный представитель авиакомпании в Москве Светлана Белова. Сказала, что они пытались нас разыскать, но у них ничего не вышло. Сообщила, что вот-вот должны позвонить из компании, которая страховала этот рейс. Правда, до сих пор никто не звонит».

Пока что Анатолий Федотов бросил все силы на лечение жены. Он говорит, что всеми юридическими и страховыми вопросами он займется только после ее выздоровления.



ОЛЬГЕ ФЕДОТОВОЙ ВЫПЛАТЯТ СТРАХОВКУ

«Новые Известия» связались с компанией «Авиационный фонд единый страховой», которая страховала ответственность авиакомпании «Кавминводыавиа». «У нас есть официальное уведомление от авиакомпании о происшествии с самолетом, – сообщила «НИ» директор управления по правовому обеспечению регулирования убытков Татьяна Репина. – Как только к нам поступят заявления от потерпевших – с документами, подтверждающими причинение вреда здоровью, – мы будем рассматривать возможность выплаты компенсации. Свои заявления пассажиры могут отправить либо к нам, либо в авиакомпанию. Судя по всему, случай, произошедший с Ольгой Федотовой, является страховым, и ей будет выплачена компенсация. Размер выплаты зависит от тяжести полученных травм и затрат на лечение».


Пилотам объявили благодарность

В компании «Кавминводыавиа» сообщили, что пилоты пострадавшего рейса выполнили свои обязанности безукоризненно. «Гендиректор подписал приказ об объявлении благодарности пилотам этого рейса, – сказал «НИ» начальник штаба ФГУП «Кавминводыавиа» Игорь Завьялов. – Они профессионально поступили в сложной ситуации, и их действия были правильными. В обязанности пилотов не входит разговор с пассажирами, это должны делать бортпроводницы. Может быть, девушки немного растерялись и не смогли успокоить людей. Но я говорил с бортпроводницами, они сказали, что пассажиры с пониманием отнеслись к их работе, а после приземления раздались такие аплодисменты, которые на концертах редко услышишь. Мне обидно и стыдно за людей, обвиняющих во всем экипаж».

По словам эксперта «НИ» по авиабезопасности, пилоты действительно имели право не разговаривать с пассажирами: «Все обращения экипажа четко расписаны в правилах. Там же отмечено, что во время внештатной ситуации командир может что-то сказать людям, успокоить их. Но сегодня пилоты предпочитают не использовать эту возможность, так как их слова могут обернуться против них. Руководство компании может тогда обвинить летчиков в нарушении устава. Кстати, существует «Руководство по летной эксплуатации», в котором есть разделы, посвященные особым случаям в полете. Но случая, подобного этому, нет. А если нет, то и говорить с пассажирами нельзя».

До сих пор неизвестно, что именно произошло во время злополучного рейса. Специальная комиссия, расследующая инцидент, должна обнародовать результаты в течение этой недели. «Предварительные результаты показали, что был толчок на 20 метров вниз и длился он всего лишь секунду, – сообщил «НИ» Игорь Завьялов. – Нам известно, что расшифрованные самописцы не зафиксировали никаких тревожных разговоров или криков. Есть несколько рабочих версий возможных причин происшествия. Одна из них – технические неполадки. Сейчас идет проверка всего летного парка самолетов Ту-204. Борт, который выполнял рейс Шарм-эль-Шейх – Москва, тоже проверяется. Лайнер допущен до полетов, но пока что стоит, так как с него снято несколько блоков».

"