Posted 12 марта 2009,, 21:00

Published 12 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

Пилоты больше не нужны

Пилоты больше не нужны

12 марта 2009, 21:00
На прошедших в ЦВК «Экспоцентр» III Московском международном форуме и выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы» – UVS-TECH 2009, организованным Министерством промышленности и торговли России, концернами «Алмаз-Антей» и «Вега», UVS International (Unmanned Vehicle System International) – Международной ассоциацией бес

Так, уникальный беспилотный летательный аппарат (БЛА) вертикального типа «Тайфун» с закрытым винтом (кстати, не имеющий аналогов в мире) демонстрировала на своем стенде компания «Рисса». В этом необычном сооружении все работающие устройства, в том числе и винт, встроены в корпус. А все функции от взлета до посадки выполняются в автоматическом режиме. Однако в случае необходимости можно перейти и на ручное управление.

Еще одну необычную разработку – многофункциональный БЛА «А-03» привез на выставку научно-производственный центр «Антиград-Авиа». С его помощью можно выполнять не только различные виды мониторинга, но и тушить пожары, ликвидировать речные ледовые заторы, транспортировать грузы в отдаленные районы, бороться против образования ливневых осадков, смерчей, тайфунов, града. За один вылет беспилотник может «засеять» реагентом площадь в 1,5 тыс. кв. километров и не дать нежелательным в то или иное время осадкам выпасть на землю.

Также для решения задач мониторинга чрезвычайных ситуаций и стихийный бедствий, дистанционного зондирования природных ресурсов и экологии предназначен БМК «Дозор», разработанный двумя санкт-петербургскими компаниями «Кронштадт» и «Транзас». Но кроме этого, он может успешно проводить аэрофотосъемку, что и было недавно сделано в Новгородской и Московской областях. На основе этих данных изготавливаются географические карты. «Дозор» может преодолеть тысячу километров за десять часов полета.

Совершенно новую разработку – БЛА «ZALA 421-16» с уникальными техническими характеристиками – представляла компания «Беспилотные системы ZALO AERO». Это «воздушное судно» весом 15 килограммов может находиться в воздухе пять часов при скорости от 70 до 150 километров, обеспечивая передачу информации в реальном времени на расстоянии до 70 километров. На нем можно разместить оптико-электронную и инфракрасную аппаратуру весом до трех килограммов. Не так давно эта компания победила в конкурсе на поставку комплекса БЛА «ZALA 421-07» для МЧС России, которые используются в отряде «Центроспас». Этот беспилотник, являющийся специальной модификацией своего предшественника «ZALA 421-12», отлично проявил себя в пограничной службе ФСБ России.

С дальнейшим развитием беспилотной техники нашей стране понадобятся специалисты по разработке БЛА и их обслуживанию. Сегодня их готовят только в одном вузе России – в МАИ. На выставке было представлено конструкторское бюро «Искатель», созданное на кафедре «Авиационные и ракетные системы» этого вуза. Оно демонстрировало свою уникальную разработку – мобильный комплекс с дистанционно пилотируемым вертолетом «Ворон». Необычность его конструкции заключается в том, что эта маленькая винтокрылая птица имеет х-образный несущий винт и отличные технические данные. Аппарат весом 80 кг способен нести до 45 кг груза. Правда, и стоит этот комплекс вместе с пультом оператора немало: 10 млн. руб.

В ходе конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», прошедших в рамках деловой программы, обсуждались вопросы взаимодействия предприятий промышленности и потребителей при разработке и реализации проектов с использованием БЛА, состояние и проблемы в нормативно-правовом регулировании деятельности беспилотных систем, опыт применения БЛА в структурах МВД, МЧС и т.д.

МНЕНИЕ УЧАСТНИКА

Владимир СОЛОВЬЕВ, директор и главный конструктор НПЦ «Антиград-Авиа»:
– Прошедший форум – первый в этой области в 2009 году. Впереди более 20 выставок и конференций, на которых, так или иначе, будут представлены беспилотные системы. Мы предлагаем на базе нашего НПЦ создать единую транспортную систему, которая достойно дополнит возможности пилотируемой авиации. Кстати, об этом мы говорили и на этом форуме, который, по моему мнению, является оптимальной площадкой для встреч специалистов отрасли, обмена информацией, опытом и выстраивания стратегии дальнейшего развития продукции как гражданского, так и двойного и военного назначения.
Хотелось бы, чтобы к участию в следующем форуме были приглашены наиболее авторитетные в этом деле российские и зарубежные предприятия-разработчики и изготовители беспилотных комплексов, представители заинтересованных министерств и ведомств, отраслевых институтов и научных учреждений РАН. Это поднимет и статус самого форума, и принесет большую пользу его участникам.

"