Posted 12 марта 2008,, 21:00

Published 12 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Воспитать умницу

Воспитать умницу

12 марта 2008, 21:00
Все мамы и папы хотят, чтобы их дети выросли умными и талантливыми. Но не все знают, что в жизни ребенка есть определенные периоды, когда можно развить те или иные способности. А пропустил время – все, опоздал. Так что давайте все делать вовремя.

Андрей ПОДОЛЬСКИЙ, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова доктор психологических наук, рассказывает, что младенец учится из всего, что его окружает, выделять человека, в первую очередь человека близкого, значимого: любимую маму. У него огромная эмоциональная потребность с ней общаться.

Все его органы чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные настроены на то, чтобы маму различить, узнать, уловить. Поэтому все, что исходит от мамы, прекрасно усваивается, запоминается. В это время масса случайных обстоятельств, связанных с мамой, откладывает отпечаток на развитие органов чувств.

Игра чувств

В семье родились двойняшки, однояйцовые, как две капли воды похожие друг на друга, и, конечно, с одинаковыми задатками. Их разместили в одной комнате, но положили в разные кроватки. Одна кроватка стояла у окна, другая напротив двери. А когда малышам исполнился год, тот, который спал у окна, стал демонстрировать большую чуткость к звукам. Он их раньше слышал, лучше различал. Почему, ответ прост. Близнец, который лежал в кроватке напротив двери, чаще и раньше видел маму. Но второму, который лежал у окна, мама была нужна не меньше, чем брату. Он не мог первым увидеть, как она идет к ним по коридору, но он мог прислушиваться и слышать, как она идет. И в результате получил тонкий слух.

Возникает вопрос, можно ли в этот первый, младенческий период сознательно развивать способности малыша? Можно. Например, если мама будет петь малышу, когда его обнимает, играет с ним, держит его на руках, у него в дальнейшем будет хороший слух. Мамы, которые не умеют петь, могут в моменты приятного общения со своим малышом включать записи хорошей музыки.

От мира вещей в мир игры

От года до трех лет ребенок познает окружающие его предметы: как они называются, для чего нужны. И делать это он может только во взаимодействии со взрослым. А если со взрослым нет эмоционального контакта, потому что младенчество прошло не на руках у любимой мамы, а в больнице, или, например, в детском доме, постижение мира вещей, а если шире – то и всей человеческой культуры пойдет сложнее.

В этом возрасте малышам не терпится любую вещь вскрыть, разломать. Такое отношение к вещам и есть познание предметного мира. Родители могут это стимулировать, если создадут ребенку богатую предметную среду. Например, позволят как можно большим количеством вещей играть, рассматривать их, разбирать и обязательно будут эту игру сопровождать пояснениями. Время от года до трех на всю дальнейшую жизнь предопределит, насколько страстно человек будет и дальше стремиться к познанию всего нового. А если брать шире – предопределит его интеллектуальное развитие.

В три года или чуть раньше ребенок переходит на следующий, третий этап развития, который начинается с кризиса «я сам» или, как говорят ученые, с кризиса третьего года жизни. Ребенок вдруг превращается в «строптивца». Он осознает, что назначение окружающих предметов знает. Он все умеет делать не хуже мамы с папой: и ложкой ест сам и сам надевает ботинки, значит, он должен иметь равные с родителями права. Теперь малыш хочет сам определять свою жизнь.

Чем больше и разнообразнее ребенок играет, тем легче ему потом будет вписаться в реальную окружающую жизнь. А если шире – он легче и правильнее будет строить отношения с другими людьми, у него будет больше возможностей стать счастливым в семье и успешным на работе. Что может сделать взрослый на этом этапе развития? Дать возможность ребенку играть во все, что угодно.

Как усваивать знания

Но вот дошкольный возраст сменяется новым этапом психологического развития – младшим школьным. Теперь ребенку надо получить знания, чтобы чего-то добиться в мире взрослых: научиться писать, читать, считать, выучить иностранные языки, а также усвоить нравственные нормы, понять, «что такое хорошо, а что такое плохо», и не только понять, но и следовать этим заветам. Как говорят ученые, ребенку предстоит освоить общественный опыт.

Как выжать все возможное из младшего школьного возраста? В младшей школе ребенок хочет все делать своими руками. Вложить в его головку массу разнообразных сведений можно, все время что-то мастеря, конструируя, ставя опыты, ухаживая, выращивая, строя, изобретая вместе с ним. Любые знания, которые ребенок получит во время действия, прекрасно усвоятся.

Главная задача подросткового возраста – понять себя, понять, кто я, как гражданин, как мужчина или как женщина, как человек, который должен выбрать себе профессию. Это очень трудный период в жизни человека. Сейчас до 60% подростков пребывают в подавленном состоянии. Причем хуже всего себя чувствуют благополучные дети. Их угнетают завышенные ожидания родителей. Подростки живут в постоянном страхе, что не оправдывают этих ожиданий.

Понимание самого себя очень важно. Если его нет – будь ты хоть семи пядей во лбу в школьных или вузовских предметах, полноценным человеком не станешь. В это время родителям лучше всего отойти в сторону, переждать. Не навязывать ребенку своих интересов, предпочтений. Не требовать, чтобы подросток был на коне всегда и везде.

Основная психологическая задача юности – на практике попробовать то, что ты понял про себя. Юность – это единственный период, когда общество благодушно прощает человеку его ошибки. Даже детям ошибок не прощают, их за ошибки наказывают. Но на ошибки юности общество смотрит сквозь пальцы, потому что это возраст по своей психологической задаче пробующий.

Никто готового рецепта, как молодому человеку жить, не может дать. Пусть пробует. Можно ошибиться в выборе работы, при создании семьи, но в этом возрасте есть шанс все начать сначала. Тут уж родители повзрослевших детей мало что могут сделать. Им остается пожинать то, что было посеяно и взращено в детстве.

"