Posted 12 февраля 2009,, 21:00

Published 12 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Забытый полк

Забытый полк

12 февраля 2009, 21:00
В это воскресенье исполняется 20 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Однако до сих пор в списках пропавших без вести на той войне числятся более 140 россиян. Большинство из них бесследно исчезли в ходе боевых операций на контролируемой моджахедами территории и, скорее всего, умерли от ран. Тем не менее ве

В феврале 1989 года в списках пленных и пропавших без вести военнослужащих значились 320 человек. Туда включили и тех, о чьей гибели было известно лишь из свидетельств очевидцев, но не было либо документальных данных о местах их захоронения, либо возможности вывезти останки погибших.

Пока шла война, розыском советских пленных занимались особые отделы армии, представительства КГБ и МВД в Афганистане, а также сотрудники посольства СССР в Кабуле. После вывода войск судьба попавших в афганский плен перестала кого-либо интересовать, кроме их родственников...

Неизвестные солдаты

По щеке, шурша острыми коготками, медленно опускалось к шее что-то омерзительно мохнатое. Сбив щелчком надоедливое существо, я повернулся на бок с намерением вновь заснуть. Однако тут же раздавшийся дикий вопль заставил меня вскочить. Посреди комнаты, растрепанный после сна, стоял Леонид и судорожными движениями рук пытался что-то стряхнуть с футболки. Это ему удалось, и средних размеров скорпион, воинствующе задрав хвост, неспешно удалился в щель под дверью.

В комнате было сумрачно. На полу чадила керосиновая лампа. На голых, без постельного белья и весьма далеких от чистоты матрацах, брошенных на пол вдоль стен, ворочались, просыпаясь, наши коллеги Николай и Александр. Сквозь густую синеву окон виднелась алая полоска зари над узнаваемыми пиками Гиндукуша.

Середина мая 1996 года. Аэропорт Баграм в 60 километрах от Кабула. Мы, члены неофициальной делегации правительства России, по приглашению кабульского руководства прибыли в эту страну для переговоров относительно освобождения бывших военнослужащих 40-й армии, попавших в плен к моджахедам в ходе афганской кампании 1979–1989 годов.

Представители России были гостеприимно встречены афганской стороной. Нас поселили в гостевом доме Ахмад-Шаха Масуда, где были обеспечены необходимые условия для нормального проживания и работы. Особняк располагался в престижном районе афганской столицы, в котором размещались многие государственные учреждения и резиденции кабульских руководителей, в том числе президента страны Бурхануддина Раббани.

Вилла, предназначенная для проживания российской делегации, круглосуточно охранялась сотрудниками личной охраны Масуда. Кроме того, непосредственно к делегации были прикреплены пять человек из его аппарата. Поездки по городу осуществлялись по заранее оговоренным маршрутам на двух машинах под усиленной охраной. Члены делегации смогли осмотреть практически все районы Кабула, в том числе и разрушенные в ходе боевых действий здания советского посольства и Дома науки и техники. Однако возможность общения с местными жителями была сведена к минимуму.

На следующий день после прибытия российским представителям была предоставлена возможность встретиться с бывшими военнослужащими 40-й армии Выродовым и Дубиной. Им передали письма от родственников, копии официальных постановлений законодательных органов об объявлении амнистии всем военнослужащим Советской Армии, попавшим в плен при выполнении интернационального долга за рубежом. В результате Выродов и Дубина приняли решение вернуться домой.

В ходе поездки дополнительно удалось получить сведения о пяти бывших военнослужащих (Красноперов С.Ю., Худалов К.А., Юсуф, Акбар – афганские имена, неизвестный русский из Гардеза с наколкой «А.А.Р.» на руке). Впервые была получена информация о гибели в результате подрыва на мине Алтыева М.С., находившегося в плену с 1988 года, и указано место его захоронения. Уточнены координаты могилы пленного Петикова Е.В., пропавшего без вести в Парване в 1984 году. Кроме того, удалось добыть точные данные о трех массовых захоронениях останков неизвестных солдат 40-й армии, павших в ходе боевых действий в Афганистане.

Как не спасли доктора

В ходе одной из поездок по Кабулу нас намеренно несколько раз провезли мимо здания представительства ООН, вокруг которого была выставлена усиленная вооруженная охрана. Еще до поездки нам было известно, что в этом здании находится бывший президент Афганистана Наджибулла, укрывшийся здесь от преследователей многочисленных политических и личных врагов после свержения режима НДПА.

Когда наша машина в последний раз проезжала мимо этого здания, начальник охраны Масуда Муслим, лично сопровождавший нас во время выездов в город, остановил кортеж машин невдалеке от ворот и через них указал на изможденного афганца в национальной одежде, прохаживающегося среди цветущих деревьев в саду.

Лишь наши взгляды пересеклись, у меня внутри что-то дрогнуло и застыло. Да, это был он, могучий умом и телом гордый пуштун, который в 1986 году пришел на смену Бабраку Кармалю в руководстве народно-демократической партии Афганистана и попытался сначала с помощью советников из СССР, а затем самостоятельно вывести страну из горнила многолетней братоубийственной войны на путь мирного созидания.

Наджибулла, видимо, также узнал меня, поскольку на его лице и во взгляде отразилась целая гамма чувств: от неописуемой тоски до плохо скрываемой надежды. Он быстро подошел к воротам и выглянул на улицу. Заметив, что я нахожусь в машине в сопровождении вооруженных афганцев (вне всякого сомнения, сотрудники личной охраны Масуда ему были хорошо известны), Наджибулла остался стоять в проеме ворот.

Какие чувства его обуревали? О чем он думал в этот момент? Блеснула под лучом весеннего солнца и скатилась по щеке скупая мужская слеза, трепетно задрожали ноздри, сошлись над переносицей густые, начинающие седеть брови, резче обозначились на лице морщины, сжались в кулаки руки.

Ярко освещенная фигура Наджибуллы между створками ворот на фоне цветущего сада, его приветственный жест запечатлелись в памяти как символ многострадального афганского народа, который столько вынес на своем историческом пути и которому столько еще предстоит пережить, пока мир и спокойствие придут на его землю.

Так он стоял какие-то мгновения. Затем охранники полностью прикрыли ворота, и Наджибуллы не стало видно. Все вокруг вдруг стало бесцветным, тусклым, покрылось густой пылью, то ли поднятой проезжающим по улице транспортом, то ли от сознания того, что не было возможности подойти и обнять за плечи человека, до конца оставшегося верным идеалам добра и справедливости, дружбы с великим соседом, верности афганскому народу.

Возвращались молча, находясь под впечатлением от встречи. Вспоминались какие-то эпизоды с его участием, встречи с ним на официальных приемах и других мероприятиях, беседы в его кабинете в здании центрального комитета НДПА.

Обратив внимание на нашу задумчивость, Муслим наклонился поближе и тихо сказал: «Забирайте Наджиба отсюда побыстрее. Талибы придут в Кабул и убьют его. Доктор обречен», – добавил он. «Давай разберемся сначала с пленными, а затем вернемся к вопросу о Наджибулле», – ответил я.

Слова Муслима оказались пророческими. Через два с половиной месяца войска правительства Раббани были вынуждены сдать Кабул вооруженным формированиям талибов. Наджибулла и его брат были захвачены в здании представительства ООН и публично повешены. Дипломатический иммунитет не устоял перед мракобесием воинствующего ислама. Не стало великого сына афганского народа.

И вечным укором будет стоять в глазах фигура Наджибуллы в створе ворот с рукой, прижатой к сердцу. А ведь была, наверное, была возможность спасти его. После возвращения в Москву сразу же доложили руководству о возможности вызволения бывшего афганского лидера. Однако принятие такого ответственного политического решения, видимо, потребовало, длительного времени. Участь Наджибуллы была предрешена.

Не награждены посмертно

В постсоветские годы розыском пропавших без вести в Афганистане занимался Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ. Не стояли в стороне МИД РФ и спецслужбы. И сегодня работать приходится не только в кабинетах за компьютерами, но и непосредственно в самом Афганистане, в полевых условиях.

Вернуть домой удалось 22 человека. Еще в отношении 30 были получены данные об их судьбе. Однако из-за сложной военно-политической обстановки в Афганистане и сейчас практически невозможно побывать в местах захоронения останков советских солдат в этой стране (а таких мест установлено более 20) и осуществить их предварительное обследование. Но до сих пор в списке пропавших без вести – 287 бывших военнослужащих 40-й армии, в том числе 141 человек, призванный с территории России...

В результате многолетней и кропотливой работы удалось восстановить истинную картину героического восстания советских военнопленных 26–27 апреля 1985 года в лагере афганских моджахедов вблизи населенного пункта Бадабер, что в 45 км от Пешавара (Пакистан). Группе пленных советских военнослужащих удалось захватить склад вооружения, перебить охрану и в течение двух дней удерживать лагерь в своих руках. Лишь совместными усилиями вооруженных формирований моджахедов и пакистанских регулярных войск удалось подавить это восстание. Большинство из восставших пало смертью храбрых в неравном бою, а тяжело раненные были добиты на месте.

Потери моджахедов составили: девять официальных представителей пакистанских властей, 28 офицеров пакистанских регулярных войск, уничтожены три ракетные установки «Град», свыше двух тысяч ракет различного типа и снарядов, около 40 единиц тяжелого вооружения (орудий, минометов и пулеметов). Погибли также ряд иностранных специалистов, в том числе шесть американских советников.

На основании многократной проверки и перепроверки имеющихся сведений, а также различных данных, в том числе документального характера, удалось достоверно установить имена практически всех участников героических событий в лагере Бадабер. Многочисленные свидетельства очевидцев, архивные данные позволили сделать вывод о том, что из 17 участников восстания 10 человек были призваны на военную службу с территории Российской Федерации.

Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств–участников СНГ неоднократно выходил с инициативой о награждении (посмертно) участников восстания в Бадабере, мужественно и до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Однако Министерство обороны РФ, ссылаясь на директиву замминистра обороны СССР от 11 марта 1991 года, не сочло возможным пока поддержать эту просьбу. Главным образом из-за того, что «серьезным сдерживающим фактором явилась позиция командования 40-й армии и военного округа, которые не посчитали возможным в те годы представить участников указанных событий к государственным наградам». Интересно, кого можно было бы наградить в 1985 году, если реальная картина событий и имена участников восстания в Бадабере были установлены только в 2003–2004 годах?

4 февраля 2009 года в бывшей столице Казахстана Алматы состоялась международная конференция «Мы, ветераны, за мир и стабильность», посвященная 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Ее участники приняли обращение к главам государств СНГ и стран Балтии с призывом создать единый стандарт в выработке законодательной базы по определению статуса участников афганской войны и региональных конфликтов. Между тем отдельного ведомства по делам ветеранов в России до сих пор нет. А число ветеранов растет...

Справка «НИ»

Советские войска вошли в Афганистан в декабре 1979 года и покинули эту страну 15 февраля 1989 года. За девять лет, один месяц и 18 дней войны «интернациональный долг» выполняли 620 тыс. военнослужащих и 21 тыс. гражданских специалистов. Группировка советских войск в стране составляла 80–140 тыс. человек. Потери, по официальным данным, – 14 453 человека, из которых 9511 погибли в боях, 2386 умерли от ран, а остальные стали жертвами несчастных случаев (покончили с собой либо умерли от болезней). В среднем советский контингент войск в Афганистане ежесуточно терял по четыре человека. Награждены 200 153 военнослужащих (каждый третий), из них 10 995 – посмертно. За годы войны 417 военнослужащих пропали без вести или оказались в плену. 119 удалось освободить. 97 из них вернулись в СССР, 22 поселились в других странах.

"