Posted 12 февраля 2007,, 21:00

Published 12 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Тоска зеленая

Тоска зеленая

12 февраля 2007, 21:00
В столичной мэрии на днях обсудили проблему уничтожения зеленых насаждений. Выяснилось, что только по официальным данным в черте города каждый год исчезают 15 тыс. деревьев. Московское руководство без обиняков признало: все программы озеленения на 2006 год провалены. Экологи считают, что в скором будущем в городе стане

Жизнь такого мегаполиса, как Москва, зависит от множества факторов. Наличие чистого воздуха относят к явлениям само собой разумеющимся. Тем временем столица вплотную приближается к фабуле антиутопической повести, в которой чистый воздух жители города покупают в продуктовом магазине.

Чтобы поддерживать экологический баланс, в Москве должно приходиться не менее 28 кв. метров деревьев, кустарников и газонной травы на человека. Нормативы эти удавалось сохранять до 90-х гг., когда персональное «зеленое кольцо» москвича сжалось сначала до 24 кв. метров, а к 2006 году сократилось еще на треть. И происходит это, как ни странно, под лозунгом улучшения условий жизни горожан. «В основном вырубка делается под строительство новых жилых объектов, – рассказал «НИ» сопредседатель общественной организации «Экозащита!» Владимир Сливяк. – Город растет бешеными темпами. В нем несколько миллионов автомобилей и десятки промышленных предприятий. Все думают, обойдется. Или вообще не думают. Похоже, задумаются, когда на Бульварном кольце начнут носить респираторы, как в Токио».

Существующие проекты так называемого компенсационного озеленения Москвы не работают. «В прошлом году в Москве вырубили 16 тыс. сухих деревьев, а вместо них посадили только 2 тысячи, – заявил на состоявшемся в мэрии заседании глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. – В префектурах говорят, что нет свободных территорий для новых посадок».

«Зеленая муть», – мгновенно отреагировал Юрий Лужков. Лучше было бы сказать: «Тоска зеленая». Практически приведенное соотношение 2 к 16 означает, что через пять лет у жителей столицы возникнут большие проблемы. По данным экологов, от загрязненного воздуха умирают около 11 тыс. москвичей в год. Нездоровая экологическая ситуация становится причиной смерти в 2–3 раза чаще, чем гибель в ДТП.

Чиновники не могут добиться элементарного межведомственного согласования, чтобы обеспечить необходимую посадку деревьев. Главы департаментов жалуются на префектуры, которые не могут вовремя и правильно подготовить необходимую документацию. Без нее деньги на посадку растений выделять нельзя. Префекты, в свою очередь, говорят, что согласование настолько усложнено, что на него уходит не меньше трех месяцев. Как результат, в прошлом году не было потрачено 1,5 млрд. рублей, выделенных на озеленение.

Все чаще вырубка проводится с грубыми нарушениями закона. В старом центре все меньше свободной земли, цены на оставшиеся клочки стремительно растут, и, чтобы освободить лакомый кусочек, коммерсанты нанимают «черных лесорубов». Эти люди, не имея разрешения на вырубку дерева, спиливают его, как правило, ночью. По официальным данным, милиция выявляет ежемесячно до 20 случаев несанкционированной вырубки. Всего, по сводкам оперативников, в прошлом году было зафиксировано более 1,5 тыс. повреждений и уничтожений растений. Один из показательных случаев произошел в июне прошлого года, когда на Большой Грузинской улице мужчины в оранжевом камуфляже ночью вырубили около 30 деревьев. Предприниматель хотел построить на месте лесопосадки кафе, но не мог получить «порубочный билет» и решил устранить «зеленых конкурентов» самым бандитским образом.

«Нанимать «черных лесорубов» очень выгодно, – сообщил «НИ» юрисконсультант Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД Москвы Константин Медведев. – Административная ответственность для юридических лиц установлена в размере до 150 тыс. рублей. А для отдельных граждан – всего 1,5–2 тыс. Полтора года мы бьемся за принятие методики расчета ущерба от незаконной вырубки, без которой нельзя заводить уголовные дела. По Уголовному кодексу за вырубку можно сесть на полтора года. Но пока принятие документа буксует в бюрократической трясине».

Впрочем, чаще действия «лесорубов» формально соответствуют законодательству. Дело в том, что в законе «О защите зеленых насаждений» масса лазеек. Самая популярная – подпортить ствол дерева. После чего получить разрешение на спил «больного» (а на самом деле – покалеченного) растения проще простого. В департаменте природопользования Москвы рапортуют, что такие злоупотребления стараются пресекать, и последствия вырубки предусмотрены – действующие правила обязывают вместо каждого срубленного дерева высаживать новое. Но эксперты считают, что полагаться на это по меньшей мере наивно.

«Новые деревья высаживают в том же районе, но не обязательно в том же дворе и на том же месте, – пояснил «НИ» председатель Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – Недавно к нам обратились жители Марьиной рощи. Там вырубили очень много деревьев, а высадили совсем в другом квартале. Формально у города осталось то же количество растений, статистика не пострадала, но люди остались без зелени. Существуют еще два важных аспекта. Во-первых, в большом городе не все саженцы приживаются. А во-вторых, те, что прижились, будут расти много лет, прежде чем станут полноценной заменой срубленным деревьям».

Последняя новость с фронта битвы людей с деревьями пришла на днях с юго-востока Москвы. Там рабочие некоего предприятия незаконно вырубали 30-летние тополя средь бела дня и на глазах у всех в течение нескольких дней. Нарушителей было предупредили – это их не остановило.

Как сообщили «НИ» в органах правопорядка, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Но кому от этого легче? Как писал поэт Давид Самойлов: «И леса нет – одни деревья...».

"