Posted 12 января 2014,, 20:00

Published 12 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:31

Updated 8 марта, 04:31

Третий обязательный

Третий обязательный

12 января 2014, 20:00
Выпускники 2015 года наряду с ЕГЭ будут в обязательном порядке писать итоговое сочинение. На прошлой неделе Дмитрий Медведев обязал Министерство образования и науки РФ «обеспечить учет результатов сочинения при приеме в университеты наряду с результатами ЕГЭ». Эксперты говорят, что объективных критериев для оценки твор

Дмитрий Медведев подписал указания во исполнение поручений президента России от 12 декабря 2013 года, в соответствии с которыми выпускники 2014/2015 учебного года должны будут, кроме ЕГЭ, сдавать итоговое сочинение по литературе. Таким образом, для того, чтобы поступить в университет, нужно будет сдать обязательные ЕГЭ по русскому языку, математике, два ЕГЭ по выбору в соответствии с профилем выбранного вуза и итоговое сочинение по литературе.

На данном этапе в Минобрнауки нет четкого понимания, в каком виде сочинение будет учитываться и каким образом его будут проверять. Сейчас формируется рабочая группа, а отчитываться о проделанной работе ведомство будет в середине лета. Член Общественного совета при Минобрнауки и учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков сказал «НИ», что комментировать инициативу еще рано, потому что ее реализация пока не продумана.

Выпускное сочинение школьники перестали писать с 2009 года, когда ЕГЭ был введен в качестве выпускного и вступительного экзамена в вузы. Однако в обязательном ЕГЭ по русскому языку в самую сложную часть «С» входит небольшое сочинение-рассуждение по поводу литературного текста, а в сдаваемом по выбору ЕГЭ по литературе предусмотрено более развернутое изложение собственной позиции об определенном произведении из школьной программы.

«Во всем мире контрольно-измерительные материалы выпускных экзаменов схожи с ЕГЭ, и дополнительного сочинения нигде не требуется. Часть людей, которые лоббировали идею возвращения сочинения в качестве выпускного экзамена, видимо, не в курсе того, что в ЕГЭ, кроме вопросов с вариантами ответов, существуют эссе, или уверены, что этого недостаточно и нужно больше творчества», – говорит «НИ» ректор МГПУ и бывший замминистра образования и науки Игорь Реморенко.

О том, что сочинение необходимо вернуть, заявил Владимир Путин в декабрьском послании Федеральному Собранию. Позже он повторил эту мысль на своей итоговой пресс-конференции. «Творческая работа молодого человека при написании сочинения – это серьезная вещь, которая призвана обогатить учебный процесс и абитуриента», – сказал Владимир Путин, уточнив, что «зачеркиванием крестиков и ноликов определить знания сложно».

«Думаю, что это решение было принято под давлением лобби учителей литературы, которые чувствовали угрозу падения интереса к своему предмету, не самому популярному у выпускников. Умение читать – это вопрос основной школы. Было бы намного продуктивнее, если бы ребята в старшей школе больше изучали социологию, философию или даже психологию», – комментирует ситуацию «НИ» директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Она уверена, что ничего, кроме излишней нагрузки на школьников и возврата к субъективности оценивания, обязательное итоговое сочинение не принесет: «Делать сочинение обязательным экзаменом нельзя, потому что до сих пор нет критериальной базы для его оценивания. Никто не сформировал принципы, по которым можно оценивать сочинения, и не изобрел такой компьютерной программы, поэтому мы просто возвращаемся к тому, с чем долго боролись, – к абсолютно субъективным оценкам. Невозможно объективно доказать, раскрыта тема или нет, и в итоге снова появятся книжки, типа «200 лучших сочинений», которые школьники будут заучивать, чтобы попасть в мнения экспертов».

С этим согласен г-н Реморенко: «При введении обязательного сочинения объективность проверки не может не пострадать. Думаю, что в попытках сохранить объективность проверки сочинений организуют дистанционно: например, учителя из одного региона будут проверять работы детей из другого региона».

Возврат к обязательному сочинению для выпускников школ – не последнее изменение итоговой аттестации. «Уже несколько лет ходят разговоры о том, что обязательных экзаменов по русскому языку и математике недостаточно и нужно обязать школьников сдавать, например, физику или историю. В 2015 году введут обязательное сочинение по литературе, и есть вероятность, что за ним последует введение обязательных выпускных экзаменов и по другим предметам», – предполагает Игорь Реморенко.

Столичные школьники напишут сочинения уже в этом году

Московские десятиклассники напишут сочинение уже в конце этого учебного года. Сочинения будут иметь форму промежуточной аттестации, и их результаты повлияют на годовую оценку по литературе. «Сочинение будет носить метапредметный характер, и для его написания учащиеся смогут использовать все знания, полученные во время обучения в школе», – заявили в пресс-службе столичного департамента образования в начале декабря. В качестве основы для сочинения школьники смогут выбрать одну из 100 книг (в начале прошлого года Министерство образования и науки РФ по поручению президента опубликовало список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения). С этой инициативой выступили московские учителя после заседания президентского Совета по культуре и искусству, где президент впервые предложил вернуться к практике проведения итогового экзамена в форме сочинения. Темы для творческих работ будут опубликованы на сайтах столичных школ в день проведения экзамена, дату которого департамент образования объявит заранее. Работу школьники могут писать в течение четырех часов, им будет разрешено пользоваться словарями и текстами художественных произведений.
Кристина КРУТИЛИНА

"