Posted 12 января 2011,, 21:00

Published 12 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Не влетит в копеечку

Не влетит в копеечку

12 января 2011, 21:00
Счетная палата РФ проверит аэропорты Москвы и авиакомпанию «Аэрофлот». На этот шаг аудиторов заставил пойти предновогодний коллапс в воздушном пространстве, жертвами которого стали тысячи человек. Ространснадзор уже вынес 50 предписаний аэропортам и авиакомпаниям по тому же поводу. Теперь туроператоры и перевозчики ожи

Вчера председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что ведомство начинает проверку компании «Аэрофлот» и крупнейших аэропортов Москвы. По его словам, «проверки вызваны тем предновогодним хаосом, который творился в московских аэропортах». В период с 25 по 29 декабря из-за ледяного дождя в столице было задержано более 350 рейсов, еще 200 отменили. Аэропорт «Домодедово» был обесточен почти на 12 часов, а «Шереметьево» не справлялся с обработкой техники и полос реагентами против льда. Тысячи человек томились в залах ожидания. «Контрольно-надзорные мероприятия» в этот период проводила и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В результате было выписано 50 инспекторских предписаний, из которых почти половина – за «непринятие возможных мер по информированию пассажиров».

Получившие подобные замечания авиакомпании от комментариев пока воздерживаются. В частности, пресс-службы S7 («Сибирь») и «ЮТэйр» (UTair). Представитель «Трансаэро» Сергей Быхал сказал «НИ», что сейчас они подготовили подробный отчет о действиях сотрудников компании в предновогодний период. «В нем видно, как велась работа с пассажирами», – заметил г-н Быхал. Согласно отчету, ситуацию в «Домодедово» помимо природных явлений усугубили и управленческие ошибки.

Тем временем, несмотря на причины произошедшего, ответственность авиакомпаниям придется нести самим. Эксперты отмечают, что пока обращений в контролирующие органы, к перевозчикам и туроператорам немного из-за того, что люди только вернулись из новогодних поездок. На горячую линию Роспотребнадзора поступило около 20 обращений с жалобами на авиакомпании.

По закону пассажирам полагается по 25 рублей за каждый час задержки рейса.
Фото: AP

Сергей Быхал отмечает, что с претензиями в «Трансаэро» напрямую обратились чуть больше 10 человек, и массовых исков они не ожидают. В пресс-службе «Аэрофлота» пообещали разобраться со всеми жалобами и возместить ущерб согласно закону, но цифры не уточнили. По Воздушному кодексу, пассажирам положена компенсация в 25 рублей за каждый час задержки рейса. «Но общая сумма не должна превышать 50% от стоимости билета, – поясняет «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Сейчас ничего не известно по поводу компенсаций морального вреда авиапассажирам. Роспотребнадзор проверяет документы и поставщиков техсредств авиаперевозчиков. Может быть, эта проверка чем-то поможет».

Сопредседатель Клуба защиты туристов Роман Бобылев замечает, что пострадавших в предновогоднем авиаколлапсе следует поделить на две группы: авиапассажиры и туристы. К первым можно отнести тех, кто путешествовал сам по себе. «Для этой категории пассажиров проблем с компенсациями стоимости билетов в случае отказа от полета нет. Между авиаперевозчиками достигнута договоренность о выплате полной стоимости билетов без штрафных санкций. Но и здесь есть один нюанс: деньги обещают вернуть в срок до 40 дней, тогда как обычно он составляет 10 дней», – говорит «НИ» г-н Бобылев. Кроме того, следует обращаться в авиакомпании в случае дополнительных материальных затрат – питание, такси, связь. По словам Романа Бобылева, вернуть потраченное получится, если сохранились чеки и транспортные накладные. В этом случае следует отправить в авиакомпанию письменную претензию с указанием условий и приложить документы. Если перевозчик отказывается добровольно удовлетворить требования, то пассажир может обратиться в суд.

Ситуация с туристами, которые приобретали у операторов полный пакет, складывается сложнее. Поскольку еще проводятся проверки, в том числе и Генпрокуратуры, и виновные окончательно не установлены, претензии можно будет сформировать только по их итогам. «Мы рекомендуем направлять требования о компенсациях к туристическим компаниям и туроператорам, у которых покупалась путевка. Те в свою очередь смогут уже предъявлять иски к установленным виновникам. Такой подход будет более эффективным», – полагает г-н Бобылев.

Несмотря на внимание к теме как госорганов, так и СМИ, москвичка Ольга Лутовинова особых надежд на массовое возмещение затрат всем пострадавшим не питает. В канун Нового года она почти 1,5 суток ждала свой рейс в Стамбул. «Когда в 3.00 ночи 29 декабря нам дали самолет, пассажиры пробивались туда с боем. На 300 человек было 170 посадочных мест. Из-за того, что сотрудники авиакомпании с момента задержки рейса 26 декабря постоянно говорили нам, что «через два часа самолет будет», никаких удобств и гостиниц нам не предоставляли. В посадочном талоне стояло старое время регистрации, доказать, что мы провели там почти 36 часов, вряд ли получится», – рассказывает «НИ» девушка. Юристы отмечают, что сотрудники авиакомпаний не имеют право не ставить отметку о времени вылета, но в условиях истерики и паники многие об этом забывают. «У меня даже посадочного талона не сохранилось. Наш багаж потеряли, и в Стамбуле вместе с заявлениями пришлось приложить талон. Теперь нам, наверно, ничего не дадут, хотя у авиакомпаний есть информация о времени вылета», – сетует Ольга.

Адвокат Александр Солкин просит пострадавших не отчаиваться. За первые дни января в их коллегию обратились более 170 пассажиров. «Чаще всего люди оскорблены и унижены, хотят не столько возмещения материальных затрат, сколько того, чтобы виновные были наказаны и не ушли от ответственности, – объясняет «НИ» г-н Солкин. – Хотя в тех случаях, когда человек потерял довольно внушительную сумму денег, он, конечно, хочет их вернуть. Люди рассчитывают как минимум на потраченную сумму. Скорее всего, мы составим несколько исков в зависимости от ответчиков (одного или нескольких) и требований истцов». А вот рассчитывать на компенсацию морального вреда россиянам практически не приходится. По словам Романа Бобылева, в российской судебной практике это не принято. Известен всего один случай, когда российский суд обязал авиаперевозчика – компанию «Трансаэро» – выплатить компенсацию за задержку рейса. Тогда российские туристы не могли вылететь из аэропорта Хургады в течение 28 часов. Каждый получил по 10 тыс. рублей, но прецедентом эта история так и не стала.

"