Posted 12 января 2011,, 21:00

Published 12 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Ключевое событие

Ключевое событие

12 января 2011, 21:00
Вчера посетившему строящийся для военных микрорайон в подмосковном Подольске президенту Медведеву доложили, что за последние два года офицеры получили около 100 тыс. квартир и в ближайшие три года получат еще 77 тыс., причем очередники смогут в режиме он-лайн следить, как строятся их дома. Опрошенные «НИ» эксперты утве

Капитан запаса военной авиации Олег Рюмин с 22 годами выслуги уволился из армии еще в 1997 году, но обещанную государством квартиру до сих пор не получил. Уже 13 лет капитан Рюмин стоит в очереди на получение жилья в подмосковных Химках. Офицер рассказал «НИ», что всего таких же отставников в очереди было 90 человек, 30 из которых за эти годы выкинули из очереди под разными предлогами. Сейчас Рюмин обновляет справки, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий: иначе из очереди исключат и его.

Отсутствие у Олега Рюмина квартиры не помешало руководству Минобороны вчера отчитаться перед Дмитрием Медведевым об успехах в обеспечении жильем военнослужащих. По официальной статистике, в 2009–2010 годах военнослужащие получили 98,5 тыс. квартир. К 2013 году очередь на жилье планируется и вовсе ликвидировать, расселив 77 тыс. нуждающихся в жилье семей военнослужащих.

Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию в 2006 году пообещал обеспечить всех военнослужащих постоянным жильем к 2010 году. Позже выяснилось, что имелись в виду лишь вставшие на очередь до 1 января 2005 года, причем стоящие в очереди Минобороны. Часть отставников, как капитан Рюмин, стояли в муниципальных очередях (на момент их увольнения закон предписывал становиться в эти очереди). «Обеспечивать их жильем должны субъекты Федерации. У Министерства обороны нет ни обязанности, ни права выделять им жилье», – заявила в конце минувшего года замминистра обороны Татьяна Шевцова, курирующая распределение жилья для отставников.

Даже если офицеру решают дать квартиру, ее получение растягивается на многие месяцы. Военнослужащий должен собрать справки, что все служебные квартиры он сдал, ни одну из них не приватизировал и никакого жилья в собственности не имеет. Приобретаемую же для военного квартиру Минобороны вначале оформляет на себя и лишь затем переоформляет на отставника. Каждое переоформление длится по два-три месяца. Дмитрий Медведев вчера поручил Минрегионразвития предоставить Минобороны доступ к базе Росреестра, «чтобы облегчить жизнь военных».

Кроме того, президент согласился с предложением министра обороны Анатолия Сердюкова оформлять приобретаемую для военнослужащего квартиру сразу на него: «Если эту схему отработать, то я считаю, что это нормально, ничего страшного в этом нет». По словам Дмитрия Медведева, когда вначале квартира переходит в собственность Минобороны, «есть возможность спросить с кого-то». Если же военнослужащий станет собственником сразу же, «нужно создать ситуацию, когда не будет конфликтов».

Конфликты возникают и тогда, когда военнослужащим отказываются давать квартиры под предлогом, что у них какое-то жилье уже есть. Майор Александр Сковородко из-за ранения в позвоночник стал инвалидом первой группы. В беседе с «НИ» он утверждает, что по суду имеет право на получение квартиры площадью не меньше 90 квадратных метров в Замоскворецком районе Москвы. Минобороны квартиру давать отказывается, так как у майора Сковородко якобы есть жилье в Подмосковье. Майор возражает: то жилье, которое у него имеется, «не подходит по нормам и по решению суда». Несколько лет назад Сковородко подал жалобу в Европейский суд по правам человека. В прошлом году из Страсбурга пришел ответ: у российских чиновников потребовали объяснения, почему офицер остается без квартиры.

Не прекрасное далеко

Источник в Минобороны рассказывает «НИ», что по Москве суды удовлетворили около двух тыс. исков отставных офицеров о предоставлении им квартир. Но жилье люди не получили и когда получат – не известно. В конце минувшего года министр обороны Анатолий Сердюков объявил, что постоянное жилье военнослужащим в Москве предоставляться не будет – только служебное. По словам источника, сейчас с этими офицерами ведут переговоры о предоставлении им квартир в Подмосковье в обмен на отзыв исков. Офицеры на Подмосковье не соглашаются.

Недовольны и те, кто служит в Москве. «Муж сейчас увольняется из армии. Начинал служить в ближайшем Подмосковье, последние 10 лет служил в Москве. И сейчас с жильем полная неопределенность. Ехать, извините, куда-то к черту на кулички, когда уже здесь встали на ноги, это безобразие», – возмущается на интернет-форуме жена военнослужащего. Директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подтверждает «НИ»: в большинстве случаев военным дают квартиры «в Тмутаракани» – за десятки, а иногда и за сотни километров от того областного центра, где они заканчивали службу. По словам г-на Цыганка, Минобороны из экономии предпочитает строить жилье «в чистом месте, а не в городах». В качестве примера эксперт приводит поселок, недавно построенный в пяти километрах от подмосковного Наро-Фоминска. Работы в таких поселках, как правило, нет, детям учиться негде, и получивший жилье офицер сразу же ищет возможность его продать и перебраться обратно в областной центр.

Не соглашаться нельзя, иначе военнослужащий рискует быть выброшенным из очереди и остаться вообще без квартиры. Таких, по словам Анатолия Цыганка, до четверти от общего количества уволенных в запас. В профсоюзе военнослужащих Московской области «НИ» рассказали историю старшего прапорщика Олега Прокопьева, который прослужил в армии 21 год, а последние три года бомжует. Люберецкий районный суд постановил вернуть прапорщика в очередь на жилье, из которой его выкинули в 2008 году. Однако решение суда не исполняется уже больше года, и сейчас прапорщик собирается снова подавать в суд, чтобы вторым решением суда добиться исполнения первого.

Домик на сайте

С конца прошлого года на сайте Минобороны появился новый раздел – карта России с перечнем домов, которые в каждом регионе строят для военнослужащих. Приводится фотография каждого дома, указан процент готовности, а также количество квартир с числом комнат. Больше всего новостроек – 295 – в Московской области. В Ленинградской области для военных строится 137 домов, в Самарской – 24, в Краснодарском крае – один дом, в Татарстане и Башкортостане – ни одного. Вскоре на сайте появится и электронная очередь военнослужащих: каждому очереднику разрешат выбрать понравившийся дом, а затем распределят квартиры среди тех, у кого больше выслуги лет и кто раньше эти квартиры выбрал.

Военный летчик Степан Поскребко ждал квартиру в подмосковном Нахабино восемь лет – с 2001 года по 2009-й. Все это время он числился за штатом (получал треть прежней зарплаты и не имел права официально нигде работать). Он жил в общежитии в Кубинке. «Там творится ужас, люди семьями живут на 13 квадратных метрах», – рассказал «НИ» летчик Поскребко. В Минобороны обещают, что в 2013 году очередь на жилье исчезнет, и в будущем военнослужащие сами станут покупать квартиры сразу после увольнения по системе военной ипотеки. По этой системе за каждый год службы на специальный счет откладывается определенная сумма (сейчас – около 200 тыс. рублей), которую можно будет потратить только на покупку жилья. Если денег не хватит, государство даст льготный кредит, в современных ценах – до двух млн. рублей.

Военная ипотека – аналог жилищных сертификатов, которые раньше давали отставникам для оплаты понравившейся квартиры. Однако воспользовались жилищными сертификатами, по официальным данным, менее 10 тыс. человек – стоимость сертификатов оказалась слишком заниженной по сравнению с ценами на жилье, и большинство предпочли ждать готовую квартиру. Хватит ли ипотечных накоплений на покупку квартиры, зависит от того, насколько эффективно будет управлять этими деньгами ипотечный фонд, поясняет «НИ» заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал: «Фонд эти деньги должен куда-то вкладывать и заработать, но может оказаться, что деньги работают плохо».

"