Posted 12 января 2004,, 21:00

Published 12 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Разговор актера с критиком

Разговор актера с критиком

12 января 2004, 21:00
17 декабря в фойе Театра им. Моссовета Олег Меньшиков вручал вторую по счету Премию им. Кугеля наиболее отличившимся в 2003 году отечественным театральным критикам.

Событие достаточно неординарное и даже знаменательное, поскольку актерская братия обычно отзывается о критиках если не враждебно, то скептически, считая их представителями искусства для искусства, которые, говоря чеховскими словами, «хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Лауреатами премии стали петербурженка Елена Горфункель и москвичи – Наталья Казьмина и Владимир Оренов. После окончания церемонии Олег Меньшиков ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.



– Олег Евгеньевич, ваша премия – это попытка «навести мосты» между пока еще «враждующими» лагерями: критиками и актерами?

– Да, безусловно. Но «мосты» – в хорошем смысле слова, в смысле взаимопонимания, а не то что: «ты мне, я тебе». Это необходимо для театрального процесса. Талантливые люди существуют в любой профессии, в том числе и среди театральных критиков. Мы должны их знать, мы должны их чествовать, а они должны знать, что мы на них ориентируемся.

– Актеры обычно утверждают, что критика им никогда не помогает. А вам лично она что-то дает?

– Если я чувствую ум критика, знания, которых у меня нет, а также доброжелательность, то, конечно, помогает. Может быть, не в профессии, а… в раздумьях. Как бывает после прочтения хорошей книги.

– Вас не ранит нелицеприятная критика ваших режиссерских работ?

– Я никогда не называл себя всерьез режиссером. Так получилось, что пять лет назад я взял на себя смелость отвечать за существование на сцене других людей, а не только за свое. И пока себя чувствую в этой роли нормально.

– Вам никогда не хотелось вступить с критиком в диалог, что-либо объяснить?

– Объяснять, что происходит на сцене, – это глупо. Потому что, если понятно, значит – понятно, а если нет, объяснить что-либо уже невозможно. Другое дело, такие вот вечера, как сегодня, на которых мы можем, хоть раз в год, сесть с критиком в кресла и спросить друг друга: «Ты о чем?!» – «А ты о чем?». (Смеется)

– Вы не боитесь, что критики в надежде получить «меньшиковскую» премию станут к вам более снисходительны, чем к другим режиссерам?

– Я думаю, что это было бы непрофессионально. И полагаю, что уровень нашей критики до этого не скатится.

"