Posted 11 декабря 2007,, 21:00

Published 11 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

Овечья угроза

11 декабря 2007, 21:00
Изучая древневосточные тексты II тыс. до н.э., канадский микробиолог и историк Сиро Тревисанато пришел к сенсационным выводам. Оказывается, еще до нашей эры в войнах использовалось биологическое оружие. Если верить обнаруженным документам, хетты – древний народ, проживавший на Среднем Востоке, использовали против враго

В конце XIV века до н.э. между Хеттским царством и царством Арцава (в западной части Малой Азии) вспыхнула война. Одновременно в Арцаве стали появляться бесхозные овцы. Местные жители разобрали их в свои хозяйства. Вскоре царство охватила страшная болезнь, опустошающая села и города. По словам ученого, своим описанием она напоминает симптомы туляремии – тяжелой бактериальной инфекции. Чаще всего она передается человеку через зараженные больным скотом продукты, воду и солому. Сиро Тревисанато предполагает, что «у кого-то из хеттов родилась блестящая идея» – заслать к противнику инфицированных овец. И ослабленный эпидемией народ Арцавы проиграл войну своему более коварному сопернику.

По словам историков, биологическое оружие было популярным тактическим ходом во время осады замков и городов в Средние века. «В Европе к биологическому оружию, скорее всего, начали обращаться на рубеже IX–X веков, – рассказала «НИ» кандидат исторических наук, профессор Татьяна Хмелева. – Источники воды отравляли трупным ядом, что приводило к распространению кишечных инфекций. С помощью катапульт забрасывали на территорию города мертвых животных, чтобы вызвать эпидемии среди осажденных жителей. Так же поступали и защитники городов. При этом ни те, ни другие не принимали в расчет того, что их оружие может обернуться против них самих или перекинется на невинных соседей».

Так, в 1347 году золотоордынский хан Джанибек осадил город Кафу (нынешняя Феодосия) на Крымском полуострове. В это же время в его войске вспыхнула чума. Затянувшаяся осада крепости и бушующая в ханском стане болезнь подтолкнули полководца на отчаянный и неожиданный поступок: при помощи катапульт тела умерших от инфекции солдат стали перебрасывать через стены в город. Расчет Джанибека оказался верен. Генуэзцы бросили Кафу, и бежали на кораблях, спасаясь от заразы. По одной из версий историков, именно из-за такого «решения» конфликта в следующем году всю Западную Европу охватила страшная пандемия чумы. «Черная смерть» свирепствовала до 1353 года и унесла за это время около 25 млн. человек – почти половину населения Европы.

Впрочем, не все эксперты уверены в том, что человек прошлого сознательно применял биологическое оружие и понимал, как оно действует. Исследователь Марк Уиллис из Калифорнийского университета в Дэвисе считает: утверждать, что овцы использовались в качестве биологического оружия, преждевременно. Сперва необходимо подтвердить, что хетты представляли себе последствия появления животных в землях противника и доказать их желание «распространить заболевание».

«Не стоит забывать, что идею заражения от микробов впервые выдвинули только в XIX веке, – пояснил «НИ» историк Дмитрий Харитонович. – Вряд ли на Древнем Востоке или в Средневековой Европе люди понимали закономерности происхождения заразы. Забрасывая врага телами животных, они могли просто выказывать свое презрение к врагу. Мощные же эпидемии и болезни воспринимались как кара божья. Зараженных избегали не из санитарных соображений, а потому что боялись прогневать Бога и навлечь на себя беду».

Как бы то ни было, с всеобщим переходом на огнестрельное оружие экзотические методы борьбы с противником на многие века были забыты. Пока в начале XX века успехи исследований в микробиологии не только реанимировали идею войны с помощью инфекций, но и поставили производство биологического оружия на поток.

"