Posted 11 декабря 2005,, 21:00

Published 11 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Вокзал для Андерсена

Вокзал для Андерсена

11 декабря 2005, 21:00
Вокзал для Андерсена

В Царскосельском Лицее был объявлен выходной – в самый разгар туристического сезона. Но у Эльдара Рязанова имя волшебное: при звуке этого имени почти любые важные двери открываются, а некоторые, наоборот, способны закрыться, если надо. Как лицейская дверь, например. Потому что сегодня здесь не пушкинский Лицей, а датская гимназия. И в классе у доски маячит не будущее солнце русской поэзии, а переросток Ганс-Христиан Андерсен, который не выучил урок и теперь имеет бледный вид. «Поведайте нам, что вам говорят такие имена, как Катулл, Тибулл, Проперций», – грозно требует ректор Мейслинг, постукивая указкой по конторке. «Это египетские фараоны!» – победоносно заявляет Андерсен с чьей-то глупой подсказки, и весь класс падает на пол от хохота.

Но тем, как Андерсен ляпнул, а класс упал, Рязанов недоволен. Его не видно, но он сидит в соседней комнате за монитором, и сам видит все. Подходит к Стасу Рядинскому и объясняет, как именно он должен сморозить глупость про фараонов. Рядинский играет Андерсена в юности. У него грива светлых волос, а в остальном он очень похож на Сергея Мигицко, у них даже кривоватая обаятельная ухмылка одна на двоих.

Вообще-то, режиссер Рязанов, запускаясь с фильмом «Андерсен. Фантазия на тему» по сценарию,

который он написал сообща с Ираклием Квирикадзе, думал, что исполнитель главной роли будет один – и в шестнадцать лет, и в сорок пять. Это смелое решение, но Рязанов был уверен, что такого артиста нашел, и даже называл его имя: Юрий Колокольников. Потом, однако, что-то не сложилось, и Андерсен «раздвоился». Зрелые годы достались Сергею Мигицко, а на годы юные – так утверждает Рязанов – наблюдательный Мигицко посоветовал попробовать Стаса Рядинского, актера из «Ленкома». Режиссер попробовал и остался доволен. Сказочных персонажей – Свинопаса, Принца, Писателя и его Тень – «старый» и «молодой» Андерсен поделили между собой. Ведь великий и несчастный в личной жизни сказочник, как решили Рязанов с Квирикадзе, сочиняя своих героев, сам себя ими поочередно воображал. В фильме сказки станут врываться в рассказ о жизни и судьбе Андерсена так же, как будущее не станет церемониться с настоящим: времена смешаются. Появится, например, король Кристиан Х, который, по преданию, во время фашистской оккупации прикрепил к костюму «желтую звезду», сел на лошадь и поскакал по Копенгагену, подавая пример своим подданным. Благородного короля тоже сыграет один из «Андерсенов», старший, а нос к носу они столкнутся только однажды – в сцене из сказки «Тень».

Режиссерское имя Рязанова не только двери открывает-закрывает: актеры идут на него, как на звук дудочки Крысолова. Рязанову, похоже, не отказал никто, и в результате сборная «Андерсена» сложилась сплошь из звезд. Их свет слепит так, что впору зажмуриться. Во всяком случае, парад-алле «Жмурок» рядом с букетом «Андерсена» заметно меркнет. Здесь цыганская гадалка – Лия Ахеджакова, человек с нимбом – Вячеслав Тихонов, хозяин мастерской по производству гробов – Александр Ширвиндт, сторож в театре – Владимир Зельдин, оперная дива – Евгения Крюкова, бабушка – Людмила Аринина, мама – Оксана Мысина, король –

Валерий Гаркалин. Наконец, ректора гимназии, в которую на время превратили пушкинский Лицей, играет Олег Табаков. Это он, при седой буйной шевелюре и в подпирающем щеки крахмальном воротнике, только что отчитывал Андерсена-Рядинского за невежество. Сейчас – пауза между дублями, и Табаков о чем-то своем и важном говорит по мобильнику, но из общего дела не выключается. «Стас, у тебя с портками не все в порядке», – бросает он на ходу Рядинскому. Тот приводит костюм Андерсена в порядок, Рязанов из соседней комнатки просит о новом дубле, оператор Евгений Гуслинский занимает место за камерой, а мальчишки в сюртучках и полосатых брюках рассаживаются за парты. «Ребята, – наставляет их напоследок ассистент, – как только Андерсен ляпнет про египетских фараонов, начинайте ржать что есть мочи. Не стесняйтесь». «А так можно Андерсену показать?» – спрашивает самый активный и характерным движением вытягивает средний палец. «Нет, такого жеста, пожалуй, тогда не было. Все остальное – пожалуйста».

"