Posted 11 декабря 2005,, 21:00

Published 11 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

ДЕДское время

ДЕДское время

11 декабря 2005, 21:00
Санта-Клаус и Дед Мороз – последние настоящие мачо. Именно они – осколок истинной патриархальной маскулинности, как-то внедрившиеся в актуальную культуру. Особенно в кино.

Санта теперь вечно пьяный, с отсидкой, без иллюзий. Он – Билли Боб Торнтон, «Плохой Санта», имеющий привычки дышать на детишек перегаром, планировать ограбление универмага и, главное, склонять к сексу посетительниц этого универмага в примерочных кабинках. Это о чем говорит? Это говорит о том, что Санта ныне свиреп и вонюч, как истинный самец. Санта брутален. Нет, с ним по-прежнему связано понятие чуда, но чудо это – свобода от общественных условностей, от социальных иерархий, принятых лицемерных канонов поведения… и вообще полная свобода. Кстати, на роль Плохого Санты баллотировались лучшие мужские силы Голливуда – Джек Николсон и Билл Мюррей, что говорит о востребованности такой трактовки образа.

А вы, вообще, не замечали, что роль мужчины в обществе хорошо определяется по образу Деда Мороза и Санта-Клауса? Ну так задумайтесь над тем, почему Женя

«Эльф»

Лукашин был любим двумя прекраснейшими женщинами, которые простили ему пьяный выход из бани и последующие выходки. Потому что в расцвет застоя неженатый мужчина для одинокой женщины, задавленной типично советской идеей о необходимости быть замужем и неприличности быть не замужем, был самым что ни на есть Дедом Морозом – чудом и исполнителем мечтаний. «Лучший мой подарочек – это ты», одним словом.

Но времена изменились. И к «Сироте казанской» в традиционно карамельном фильме В. Машкова в новогодний вечер приезжают сразу три Деда Мороза, якобы ее папы. В новых экономических обстоятельствах кое-кто начал осознавать, что мужчина не подарок сам по себе, что и он должен дарить подарки. Хотя бы своим детям.

Кстати, о детях. Самый настоящий Дед Мороз, подлинный Санта, обращающийся к детям, – это отец нации.

«Реальная любовь»

Признайтесь себе, появление президента на экранах телевизоров без двух минут ноль-ноль – вот он, истинный приход Деда Мороза. Даже говорит президент о том, «что ни пожелается»… Именно этой, между прочим, логике – что политлидер может быть Сантой для вверенного ему населения – следовали авторы британской «Реальной любви». Там премьер-министр-Хью Грант носился по украшенным улицам в рождественский вечер, чтобы поделиться с населением радостью. Он выступал в роли Санты, и этому веришь. Да, пока в подобный сюжет с нашим премьером я верить не готова, но в британского верю. Реальный, он у них, кстати говоря, вполне сексапилен. И в меру лжив.

Лживость Санта-Клауса – отдельная тема. Это знак нашего времени – когда в рождественской сказке Санту уличают во лжи. Я об «Эльфе», в котором Санта вырастил одного мужчину как эльфа, а тот узнал, что Санта лгал ему всю жизнь, и начал поиски биологических родителей. Санта-лжец – это кризис веры в современном обществе. В обществе, где есть Интернет и капуччиноварки, все имеет научно-техническое объяснение и не осталось место для чуда… А когда утрачена вера, что происходит? Происходит диктатура.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

В результате в анимационном «Полярном экспрессе» Санта-Клаус в своей стране – фюрер для гномов-люмпенов, а его завод чудесных подарков – бездушный конвейер. Отсюда революции. К ним приводит клаусное движение: граждане отважно берут функции Деда Мороза на себя. Что и сделал Бен Эффлек в «Пережить рождество», когда он явился к одной психопатической семейке с достойным чеком и просьбой сыграть для него семейный праздник, будто он – член семьи, а не пронзительно одинокий богач.

Опять же, что это? С одной стороны, это демократизация чудо-продюсера до уровня нас, грешных. А с другой – печаль одиночества, вот удел Санта-Клауса как лидера в обществе.

И Санте остается лишь противопоставить себя обезличивающей корпоративности. Санта-Клаус сегодня – это герой-одиночка, последний с Дикого Запада. А кто противопоставил себя корпоративной Америке и особенно Голливуду, кто нудит про внутренний мир, и особенно свой? Чьи фильмы как подарки – традиционно выходят под Рождество? Правильно, Вуди Аллен. А кому не нравится такой Санта, тот уж совсем не надеется на чудо.

"