Posted 11 ноября 2009,, 21:00

Published 11 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:29

Updated 8 марта, 07:29

Председатель Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский

Председатель Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский

11 ноября 2009, 21:00
От начавшейся на этой неделе вакцинации против свиного гриппа может умереть больше людей, чем от самой болезни. Об этом в интервью «НИ» рассказал председатель Лиги защиты прав пациентов Александр САВЕРСКИЙ. По его словам, никакой эпидемии вируса A/H1N1 нет, а есть лишь желание производителей лекарств заработать на стра
Сюжет
Деньги

– Недавно вы сказали, что свиной грипп – это ужастик, выгодный фармацевтическим компаниям. Почему вы так считаете?

– Потому что реакция ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения. – «НИ») и государств – неадекватна. В июне ВОЗ ввела шестой, максимальный уровень опасности по свиному гриппу, хотя заболевших было несколько тысяч. За полгода в мире переболели еще 250 тысяч, в России – четыре тысячи. Тогда как ежегодно в мире сезонным гриппом болеют 500 миллионов человек. В России – от 27 до 40 миллионов. Осложнения же и смертность от свиного гриппа, и это признано нашим Минздравом, не больше, чем от сезонного.

– Но люди действительно умирают.

– Ежегодно в России от сезонного гриппа умирают 20 тысяч человек. В Штатах – 40 тысяч. Люди и так умирают.

– Что же такое произошло, что и в прошлые годы болели и умирали, а паники не было?

– Ничего не произошло. Просто были изготовлены огромные запасы препаратов, потрачены миллиарды долларов.

– И теперь от запасов избавляются?

– Избавляются, делают новые. Вот вакцину сделали и теперь 40 миллионам россиян ее введут. Не случайно о смертях заговорили за две недели до прививочной кампании. Идет нагнетание обстановки, чтобы люди пошли прививаться. К слову, Россия – единственная страна, в которой существует Институт гриппа. Который, естественно, заинтересован, чтобы грипп был. Потому что если не будет гриппа, не будет и института. Пугать людей всякими ужасами – их прямой интерес. А на вакцину выделено четыре миллиарда рублей.

– Вакцина остановит эпидемию?

– От вакцинации будет не меньше нескольких десятков смертей и нескольких тысяч осложнений центральной нервной системы. Так уже было в США в 1976 году. Кстати, свиной грипп – никакой не новый, это тоже вранье. Так вот тогда тоже заболели несколько тысяч человек, один умер. Сделали 40 миллионов вакцин и вкололи за две недели. Результаты – 35 смертей от прививок и тысячи поражений нервной системы. Вводят ведь не водичку, а недобитую тварюшку плюс разные токсичные элементы.

– Неужели врачи этого не понимают?

– Врачи мне признавались, что это просто отмыв денег. Многие из них сами отказываются прививаться.

– Остальным надо тоже отказываться?

– Несомненно. Здоровый человек и так нормально перенесет грипп. А того, кто приболел, у кого снижен иммунитет, прививка может убить.

– В какой мере справедливо, что с вакцинацией опоздали месяца на три?

– Справедливо. Сейчас эпидемическая опасность выше. И вирус не один – сезонных штаммов как минимум четыре. Человек заразился одним, ему добавят другой, и что будет – непонятно. Но следует учитывать, что свиной грипп появился давно, еще в середине прошлого века. Японцы провели исследование и выяснили, что у них треть граждан старше 60 лет имеют к этому вирусу антитела. То есть уже болели.

– Россияне тоже болели?

– Болели. Хотя в России такого исследования не было. Но эпидемий тоже не было. И сейчас нет – четыре тысячи заболевших свиным гриппом на 27–40 миллионов болеющих сезонным гриппом – это не эпидемия.

– Может, большинство заболевших попросту не выявлены?

– Да, четыре тысячи – это только выявленные случаи. Но 40 миллионов случаев сезонного гриппа – это тоже только выявленные. Не выявленные – это 100 миллионов по два-три раза в год.

– В какой мере на ситуацию вокруг свиного гриппа повлиял кризис? У фармацевтов упали доходы, и они стремятся заработать хотя бы на этом…

– Частный капитал всегда хочет заработать – такова его природа. Поэтому в медицине его должно быть как можно меньше. Его тактика – страх и асимметрия информации. Страх – это когда все боятся заболеть. Асимметрия информации – когда невозможно проверить, что происходит. И с диагностикой, и с безопасностью. Человек думает, что вакцина поможет, а в действительности – все наоборот.

– Но большинство верит медикам, а не вам.

– Да, страх оказывается сильнее. Но многие медикам уже не верят. Почитайте, что пишут в Интернете на форумах про свиной грипп. Получилось как в басне: кричали «Волки! Волки!», а когда будет реальная опасность, никто уже не поверит.

– Почему бездействуют власти?

– Они поступают стандартно – вводят карантин, перестраховываются. Но грань между обычными и излишними мерами тонка. Кроме того, все правительства подвержены влиянию экспертов, а эксперты заинтересованы в существовании эпидемии, так как сидят на игле у фармкомпаний. Вот и пугают «испанкой» (испанский грипп, от эпидемии которого в 1918–1919 годах умерли в мире 50–100 млн. человек. – «НИ»). Но тогда не было ни антибиотиков, ни туалетов в квартирах. И квартир у большинства не было – жили в бараках.

В УЛЬЯНОВСКЕ РАЗВЕРНУТ ГОСПИТАЛИ ДЛЯ БОРЬБЫ СО СВИНЫМ ГРИППОМ

Ярким примером того, чем оборачивается истерия в связи с распространением вируса А/H1N1, может служить ситуация, сложившаяся в Ульяновской области. Местные власти заявили о готовности в ближайшее время развернуть в регионе 25 дополнительных стационаров на 1636 коек. Губернатор региона Сергей Морозов дал поручение обеспечить население всеми необходимыми лекарственными препаратами и средствами защиты. Впрочем, пока эти указания, судя по всему, не достигли нужного эффекта. Ульяновцы жалуются, что в аптеках невозможно найти не только защитные марлевые маски, но и многие лекарства. «В аптеке мне смогли предложить лекарство от кашля стоимостью 700 рублей. Других препаратов, как мне сказали, в продаже просто нет. Оксолиновую мазь вообще найти невозможно», – рассказал «НИ» житель Ульяновска Владислав Ермолаев.

Местные чиновники от здравоохранения регулярно приводят цифры заболевших гриппом А/H1N1. Но врачи говорят: к этим данным не стоит относиться слишком серьезно, поскольку речь идет только о лабораторно подтвержденных случаях. Подавляющее же большинство захворавших отлеживаются не на больничной койке, а дома на диване. И у них анализ крови никто не берет. Поэтому, о каком количестве реально заболевших граждан идет речь, никто доподлинно не знает.

Одновременно с этим в местные вузы от властей поступила разнарядка – ежедневно до 10 утра подавать сводки о заболевших студентах. Согласно чиновничьей логике, «заболевшими» автоматически оказываются те молодые люди, которые проспали первую пару и не пришли на занятия.

Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск

"