Posted 11 ноября 2008,, 21:00

Published 11 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Следствие ведет Пелагия

Следствие ведет Пелагия

11 ноября 2008, 21:00
Закончились съемки новой картины режиссера Юрия Мороза по роману Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

В последний теплый день осени к обветшалому, но все еще величественному дворцово-парковому ансамблю на юго-востоке Москвы подъехала легковая машина. Оттуда вышла миловидная улыбчивая девушка с легким средиземноморским загаром. Впорхнула сквозь колоннаду в запустелый дворец, неблагоговейно пробежала мимо портрета государя императора вверх по широкой белокаменной лестнице и скрылась из глаз.

Десять минут спустя, поднявшись по той же лестнице и пройдя через широкую залу в небольшой кабинет, мы обнаружили там труп виденной нами девушки. За десять минут она успела не только умереть насильственной смертью, но и, напрочь лишившись загара, побледнеть и местами даже позеленеть. Вдобавок она вся была залита клюквенным соком. В ужасе остолбенев, мы были приведены в чувство внезапным появлением дюжины людей с хлопушками, прожекторами и камерой. Обступив труп, они, нимало не смущаясь, стали фотографировать обезображенное клюквой и тленом тело и укладывать его то так, то эдак… Милицию никто вызывать не спешил.

Услышав сакраментальное: «Снято!», «труп» поднялся, улыбнулся нам заговорщицки, и проследовал на балкон, покурить и подышать свежим воздухом…

Усадьба Трубецких, находящаяся в колоритном запустении, как нельзя лучше подходит для съемок одного из самых зловещих эпизодов акунинской эпопеи про Пелагию. Ненадолго имение превратится в загородный дом княжны Наины Телиановой, красавицы и самодурки, сыграть которую выпало Вике Исаковой. Именно, здесь и будут убиты и взбалмошная хозяйка и ее горничная, труп которой мы и наблюдали.

Для тех, кто не успел (или не захотел) прочесть детектив Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог» перескажем в двух словах сюжет: монахиня Пелагия (Полина Кутепова) пытается разгадать череду страшных убийств людей и белых бульдогов, которые происходят в тихом и благолепном провинциальном городке Заволжске. В отличие от бурной жизни другого акунинского героя светского Эраста Фандорина, Пелагия, избрав духовную стезю, живет уединенно, чередуя монастырскую скуку с расследованием преступлений. Единственной наградой за интеллектуальный сыск ей служит благодарность владыки Митрофания (Александр Феклистов), который и дает ей столь странные «послушания». Сюжет данной книги литературного сериала закручивается в имении заядлой собачницы генеральши Татищевой (Нина Усатова), у которой убили любимого бульдога с левым коричневым ухом.

Историю, рассказанную Борисом Акуниным, переписала для кино известный сценарист Зоя Кудря, а режиссером 8-серийного фильма выступил мастер детективного жанра Юрий Мороз, только что закончивший другую историческую многосерийку «Братья Карамазовы». Так что к XIX веку ему не привыкать.

На роль Пелагии была приглашена звезда театра Петра Фоменко Полина Кутепова. Театралы знают ее по «Волкам и овцам», которые идут в театре семнадцатый год, а телезрители запомнили светозарное лицо Полины Павловны еще по картине Георгия Данелия «Настя». Этот внутренний свет заметил не поверхностным взглядом и мастер беллетристики Григорий Шалвович Чхартишвили, в миру – Борис Акунин. Писатель поставил непременным условием, чтобы в экранизации «Пелагии» умницу-монахиню играла Полина Павловна, и только она. Умеют грузинские мужчины увидеть в женщине ее тайную суть.

…Но вернемся к усадьбе Трубецких. Теперь ее на наших глазах перереконструируют в мрачную канцелярию мифического городка Заволжска. По широкой белой лестнице из кабинета в кабинет будут сновать хитроватые купчики в новеньких поддевках и полицейские в начищенных ваксой сапогах. Все эти мирные и не очень обыватели вовлечены в сеть карьерных интриг петербургского чиновника Бубенцова. «Бубенцов – фигура в высшей степени современная, – рассказывает о своем персонаже Тимофей Трибунцев. – Он – напористый, целеустремленный и честолюбивый человек. И хотя он совершал не очень хорошие поступки, я его любил все время съемок». Совсем иного мнения о Бубенцове монахиня Пелагия, которая называет его «исчадием ада».

Вот Тихон Спасенный, слуга Бубенцова, поднимается в канцелярию, нашептывая что-то на ухо услужливо семенящему рядом с ним провинциальному чинуше. Его роль исполняет Александр Голубев. Саша по-злодейски сутулит плечи, так что руки свисают почти ниже колен. Под сюртук он подложил вату, чтоб спина выглядела горбатой, как и положено спине отъявленного подлеца, поднаторевшего в поклонах. Лицо бледное, в тон ядовито-зеленому сюртуку. На коротко-стриженной блондинистой голове – длинный светло-коричневый парик. И походка, походка… Тяжело шаркает по белым ступеням Спасенный, и взгляд его тяжел, как могильный камень. Что любопытно, в предыдущем фильме Юрия Мороза «Братья Карамазовы» Александр Голубев сыграл богомольного праведника Алешу.

Духовного отца Пелагии, владыки Митрофания сегодня в усадьбе нет. Самолет актера Александра Феклистова уже сутки не может вылететь из Душанбе. Нет и Пелагии – Полина Павловна сейчас в Киеве. Но режиссер не слишком опечален их отсутствием, поскольку картина, большей частью, уже снята. Идет пересъемка некоторых эпизодов. Под «Полину» наряжают дублершу, которая с видимой грустью расстается с маникюром – не положено монахине заниматься украшательством ногтей.

Какие впечатления остались от съемок у белых бульдогов, нам выяснить не удалось. Как и то, где режиссер нашел их в таком количестве, – одинаково белых, криволапых и с коричневым левым ухом у каждого, как и требовалось по сюжету. Мы попробовали выяснить это сами и уже начали входить во вкус, как съемки внезапно закончились, режиссер и бульдоги исчезли, а на месте усадьбы убиенной княжны Телиановой вновь обосновалось чудом уцелевшее со времен советской империи загадочное НИИ.

И лишь в одном из кабинетов старого особняка НИИ-Трубецких был обнаружен тот самый провинциальный чинуша, которому нашептывал на ухо злодей Спасенный свои злодейские мысли. А может, это и не тот чинуша, а другой, на него похожий. Только из нашего времени.

"