Posted 11 октября 2006,, 20:00

Published 11 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:04

Updated 8 марта, 09:04

Любовь за деньги

Любовь за деньги

11 октября 2006, 20:00
В последние дни политическая элита страны озаботилась «формированием патриотических идеалов в гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования». Так назывались слушания, прошедшие во вторник в Думе. Одновременно правительство Москвы обсуждало стратегию воспита

Причем, быть может, впервые в истории России патриотизм напрямую связывается с «механизмами экономического воздействия» на прессу, культурные и образовательные учреждения. Понятно, что говорить об абсолютном бескорыстии людей, видящих себя в роли воспитателей в народонаселении патриотизма, не приходится.

Всякое случалось в нашей Думе – вплоть до рукоприкладства. Но такого всплеска националистических чувств под прикрытием заботы о подъеме патриотизма в обществе, как в минувший вторник, еще не бывало. Чего-чего только не говорилось на «круглом столе», проведенном комитетом по информационной политике. Депутат Александр Крутов, известный так же как ведущий телепрограммы «Русский Дом» и редактор одноименного журнала, обратился к собеседникам с коварным вопросом: «Кого защищали псковские десантники, практически в полном составе героически погибшие во время боевой операции в Чечне? Неужели интересы Березовского, Абрамовича и каких-то иностранных компаний, имеющих интересы в России?» Кое-кто из присутствующих недоуменно поднял брови. Г-н Крутов пояснил: «Мы не против кого-то. Мы – за то, чтобы каждый гражданин был патриотом не на своем, местечковом уровне, а ясно понимал, что Россия – наш общий Русский Дом». Главным виновником антипатриотических настроений, якобы разлагающих страну, оратор назвал СМИ, которые, по его мнению, чаще всего являются «средствами массовой деградации».

Леонид Симонович-Никшич, лидер Союза православных хоругвеносцев, организации, преуспевшей в акциях протеста против показа фильма «Код да Винчи» и концерта Мадонны, высказался за внесение в Конституцию поправки о «государствообразующем русском народе». «Настоящий патриотизм может быть только религиозным», – провозгласил г-н Симонович-Никшич и предложил депутатам Госдумы каждое заседание начинать с молитвы. Приглашенный на слушания глава отдела по связям с силовыми структурами Московского патриархата протоиерей Димитрий Смирнов назвал мифом утверждение о том, будто Россия – многоконфессиональная страна. И миф этот опять-таки на совести СМИ. «Назовите мне страну, – попросил о. Димитрий, – которая не многонациональная, например, Армению. В Армении живут и православные, и буддисты, и иудеи, даже баптисты (бедная Армения! – «НИ»), но никто и никогда про Армению не скажет, что это многоконфессиональная страна. Это только про Россию говорят». Председатель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров сказал, что россиянам надо брать пример с палестинцев, борющихся за освобождение «от духовной и физической оккупации». Представитель фракции «Родина» Андрей Савельев призвал ввести цензуру в СМИ, а его коллега от ЛДПР Николай Курьянович предложил, оставляя «кабинетный патриотизм», выходить с его пропагандой на улицы. А заодно и запретить в России аборты...

Может показаться, что речь идет о сходке маргиналов. Но, повторим, дело происходило в стенах Госдумы, и мероприятие носило официальный характер. Участвовавший в заседании статс-секретарь Министерства культуры РФ Павел Пожигайло пообещал, что в течение года Минкульт разработает «концепцию возрождения патриотизма» и внесет в Думу соответствующий законопроект. Он также раскрыл присутствующим важную финансовую тайну: его начальство не освоило в этом году 4 млн. рублей. Г-н Пожигайло предложил депутатам подумать, как бы лучше потратить их на патриотизм.

Это заявление, пожалуй, лучше всего объясняет смысл происходившего. Если с расхожей фразой «Патриотизм – последнее прибежище негодяев» можно поспорить, то бесспорно, что в России патриотизм становится сферой бизнеса. Тут уж не о миллионах – о миллиардах начинается разговор.

Участники «круглого стола» рекомендовали правительству РФ разработать механизмы экономического воздействия на перспективное развитие культуры, кинематографии, СМИ и системы образования. Федеральному собранию рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в нормативно-правовое регулирование СМИ с применением все тех же экономических рычагов. Говорилось и о фискальных мерах против СМИ с целью «защиты прав и интересов потребителей от неполной, недостоверной и деструктивной информации». То есть о новом, экономическом виде политической цензуры. С другой стороны, могут получить широкое распространение госзаказы на «патриотические товары»: книги, фильмы, телепрограммы, спектакли, оперы, картины, статьи – в общем, на все, что имело хождение в советские времена, не имея, впрочем, особенного спроса среди народонаселения в силу своей фальшивости.

Собственно, тенденция к этому наблюдается уже несколько лет. Сколько было снято, например, телевизионных сериалов о «ментах». Делалось это не только на деньги частных компаний, но и на бюджетные. Однако особой любви к силовикам у народа не прибавилось. Мало того, в обществе благодаря этой продукции наблюдается романтизация криминала. Об этом и социологи много пишут, да и простой гражданин сам видит.

Российской школе грозит превращение в военизированную организацию.

Кстати, о социологах. Депутаты и приглашенные ими в Думу деятели озаботились нашими патриотическими чувствами, опираясь на результаты последних соцопросов. «Они убедительно говорят, что только 20% россиян видят в СМИ источник патриотического воспитания», – заявил на слушаниях глава комитета по информационной политике Валерий Комиссаров, сам, кстати, создавший на ТВ программы, вовсе не прививающие хорошего вкуса и, стало быть, скорее антипатриотичные. Другое дело – является ли привитие патриотизма задачей СМИ. Ведь всякая любовь, в том числе к Родине, – чувство глубоко интимное, личное. Чаадаев отстаивал за собой право любить Россию не с закрытыми глазами. Окуджава признавался, что слову «патриот» предпочитает слова «гражданин» и «сын Отечества», поясняя, что и кошка, и мышка любят свою среду обитания. Средства массовой информации именно информируют, предоставляя каждому потребителю возможность доверять или не доверять информации, иметь собственное о ней суждение. Родина должна еще заслужить любовь к ней. Всякая принудиловка в отношениях страны и ее гражданина может вызвать скорее обратный эффект. А мы, судя по всему, откатываемся в большевистское прошлое, где все держалось именно на принудиловке.

Вот и правительство Москвы одновременно с участниками слушаний в Думе обсудило программу патриотического воспитания молодежи на 2007–2009 годы (кстати, любопытно, а в 2010 году это воспитание закончится?) На патриотизм предполагается потратить 210 млн. рублей. Конкретно – на слеты военно-патриотических клубов, оборудование в школах военных музеев и даже на создание тимуровских отрядов. Планируется возродить изучение во всех образовательных учреждениях военной подготовки, которую будут преподавать офицеры запаса.

Между прочим, аналогичная программа проводилась в столице в 2002–2004 годах. И денег в нее тоже было немало вбухано. И если патриотизма хоть насколько-то в москвичах прибавилось, то проявляется это чаще всего в неприязни к мигрантам. Впрочем, деньги тут, скорее всего, большой роли не играют. Особенность нашего национального патриотизма именно в том, что он всегда колебался на грани с ксенофобией. Это, а вовсе не дефицит в нас «русскости» должно больше всего тревожить власти.

"