Posted 12 сентября 2010,, 08:41

Published 12 сентября 2010,, 08:41

Modified 8 марта, 06:50

Updated 8 марта, 06:50

Новый сезон Театр Наций откроет гастролями берлинского театра «Шаубюне»

Новый сезон Театр Наций откроет гастролями берлинского театра «Шаубюне»

12 сентября 2010, 08:41
Новый сезон Театр Наций откроет гастролями берлинского театра «Шаубюне»

Государственный Театр Наций в рамках проекта «Шекспир@Shakespeare» совместно с фестивалем «Территория» при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации

12–13 сентября откроет новый сезон спектаклем «Гамлет» в постановке Томаса Остермаера театра «Шаубюне» на Ленинер Платц (Берлин), сообщает пресс-служба театра. Спектакль пройдет на сцене Театриума на Серпуховке.

«Шаубюне» – театр, чьи гастроли в начале 1990-х стали культовым явлением российской театральной жизни, чьи «Три сестры» и «Вишневый сад» в постановке великого Петера Штайна, руководившего тогда театром, потрясли российскую публику. Сегодня «Шаубюне» возглавляет другой выдающийся режиссер, одна из самых ярких фигур современного театра – Томас Остермайер, также хорошо знакомый в России. Его ибсеновская «Нора» и моноспектакль «Концерт по заявкам» пять лет назад стали главными событиями фестиваля NET («Новый Европейский Театр»), а осенью 2008 года его спектаклем «Замужество Марии Браун» мюнхенского театра «Каммершпиле» (по сценарию одноименного фильма Фассбиндера) открывался фестиваль «Сезон Станиславского».

На этот раз москвичи увидят новую постановку Остермайера – шекспировского «Гамлета», спектакль, уже успевший снискать европейскую известность. Премьера «Гамлета» состоялась на Эллинском фестивале в Афинах в июле 2008 года, в том же месяце состоялась премьера спектакля на Авиньонском фестивале, где он сразу же стал событием.

Спектакль идет в новом – «незашлакованном» – переводе Мариуса фон Майенбурга, благодаря чему канонический текст «звучит так, как будто бы рождается здесь и сейчас и произносится впервые» («Тип Берлин»). Знаменитый своими актуальными интепретпциями классики, Остермайер поставил «Гамлета», как историю о насквозь прогнившем коррумпированном обществе, где убийства, доносительство, манипулирование и сексуальные связи, – обычные средства для удержания власти.

По словам самого режиссера: «В основе «Гамлета» лежит очень современная коллизия: пропасть между нашим знанием о том, что надо делать и нашими реальными действиями». Такой Гамлет не в состоянии перенять циничные правила игры датского королевского двора, но и не в состоянии одержать над ним верх. Для него способность взвешивать все «за» и «против» становится непреодолимым препятствием к действию. Терзаемый сомнениями и угрызениями совести, будучи абсолютно одиноким в окружающем его бессовестном мире, он обречен в конечном счете на гибель.

Спектакль потрясает с первых же минут: «Давно не приходилось видеть такого сильного начала. Без какого-либо! Из ничего без какого-либо предупреждения на тебя набрасывается ужас. Горстка людей стоит у свежевырытой могилы. Проливной дождь. Торфянистый грунт превращается в липкую жижу. Лицемерие, изнеможение. Могильщик сражается с гробом, как будто бы это живое существо, которое отчаянно обороняется. Ящик перекашивается, парень с шумом обрушивается в глубину, выныривает снова с отчаянным бешенством, выделывает сногсшибательные акробатические трюки на грани фарса», – пишет о спектакле газета «Тагэсшпигель». Но под этой фольклорно-фарсовой оболочкой скрывается трагический театр.

Все роли в спектакле исполняют шесть артистов. В заглавной роли выступает один из самых ярких молодых немецких актеров Ларс Айдингер, чей толстый сумасшедший, Гамлет безумствует, кричит и неистовствует на сцене. Артисту удается в полной мере передать весь спектр переживаний своего героя – от тихой рефлексии до пронзительного фарса, который достигает своей вершины в эпилептическом брейк-дансе. Ларса Айдингера называют «актером сегодняшнего дня». О нем говорят так – «тот, кто видел его хоть раз на сцене или на экране, его уже никогда не забудет». Айдингер хорошо известен и как киноактер: фильм «Все остальные», где он сыграл главную мужскую роль, удостоен «Серебряного медведя» Берлинале.

"