Posted 12 сентября 2006,, 09:21

Published 12 сентября 2006,, 09:21

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Слеза Церетели могла пролиться в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Но пролилась в мелком городке Байонне

12 сентября 2006, 09:21
Слеза Церетели могла пролиться в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Но пролилась в мелком городке Байонне

В американском городе Байонне (штат Нью-Джерси) состоялась церемония открытия памятника «Слеза скорби» работы небезызвестного российского скульптора Зураба Церетели.

В церемонии открытия приняли участие бывший президент США Билл Клинтон, его жена Хилари и министр национальной безопасности Майкл Чертофф.

Как сказал во время церемонии открытия спикер Совета Федерации России Сергей Миронов, «есть в истории события, которые независимо от течения времени оставляют глубокий незаживающий след в душе. Таково событие 11 сентября в США».

Памятник воздвигнут в Байонне — районе, отделенном Гудзоном от Манхеттена. На постаменте высечены около 3 тысяч имен погибших 11 сентября 2001 года, а также в атаке на Всемирный торговый центр в 1993 году.

Официально 176-тонная скульптура Церетели посвящена «Борьбе против мирового терроризма». Это ни в коем случае не памятник жертвам 11 сентября — американцы очень ревностно относятся к подобным заявлениям и никому не позволяют «приватизировать» их горе. В находящемся на отдалении от Бейонна городе Нью-Джерси в тот же день открылись по меньшей мере еще пять других памятников (в том числе, например, монумент «Память и возрождение», где, кроме американского орла, изображена девочка с плюшевым медвежонком). Однако подарок России (все расходы по изготовлению и установке памятника легли на наш бюджет) превосходит остальные и по размерам, и по тому резонансу, которое получило в прессе его появление.

На специальном нью-йоркском сайте, посвященном «Слезе скорби», очень эффектно, в картинках показана ее строительная история: от закладного камня, рядом с которым в 2005-м сфотографировался президент Путин, до погрузки 4-тонной «слезы» из никеля на питерское судно, направившееся к Гудзону. Последние снимки: почти готовое произведение, не хватает только нескольких бронзовых листов на пилоне и не завершен огромный гранитный пьедестал.

Вместе с тем споры вокруг «Слезы» не утихали до самого последнего момента. Последний факт, которому все американские газеты отдали главные полосы, — русские ошибки в американских списках. Дело в том, что по идее Зураба Церетели на 11-гранном постаменте должны быть написаны имена всех погибших во время террористической атаки. Как выяснили дотошные журналисты, наши консультанты пользовались старыми списками 2003 года, где были упомянуты «лишние» 40 человек (их вписывали мошенники, чтобы получить гуманитарную помощь). На сегодняшний день официальная цифра составляет 2979 человек, именно ее и надеются увидеть на мемориале. Зураб Церетели никак не комментирует скандал вокруг записей. Как заявили обозревателю «Новых Известий» в пресс-службе Академии художеств, «Зураб Константинович занят более серьезными вещами, нежели спорами с легковесными заявлениями. Когда французы передавали Америке статую Свободы, — отметили представители Церетели, — недовольных было еще больше, а теперь это национальный символ. То же самое, уверены, случится и со “Слезой скорби”».

Сегодня все, кто устраивал приезд памятника, пытаются даже не вспоминать о неприятных перипетиях, связанных с его утверждением. Напомним, что изначально Зураб Церетели рассчитывал на участие в конкурсе на «главный» мемориал для Манхэттена (его, как известно, выиграл архитектор Даниэль Либескинд, который впоследствии завяз в многочисленных согласованиях и коррективах). Однако, быстро поняв, что в центре победу одержать сложно, безвозмездно предложил свое произведение городу Нью-Джерси, находящемуся на другой стороне Гудзона. Мэр Нью-Джерси Каннинган воспринял предложение как «подарок судьбы» и дал «зеленый свет». Однако после кончины мэра в прошлом году и на фоне скандалов, связанных с манхэттенским мемориалом, отношение к подарку Церетели резко изменилось: в американских газетах появились статьи о «противоречивом художнике и его спорных работах». В итоге проект сначала затормозили, а потом и вовсе перенесли дальше от Джерси – в город Бейонн. Единственное, что спасло памятник, – высокий протекторат государства: он превратился в символ единения всех людей в борьбе с терроризмом. Так или иначе нынешнее местоположение для 30-метрового гиганта вполне достойное: его видят все суда, подплывающие к Нью-Йорку, и в ясную погоду он служит хорошей парой-маяком статуе Свободы (тоже, кстати, иностранному подарку).

"