Posted 11 сентября 2005,, 20:00

Published 11 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Царь, просто царь

Царь, просто царь

11 сентября 2005, 20:00
В город Новочеркасск, где в эти дни проходит Всемирный конгресс казаков, приехала из Мадрида глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна. Во время встречи с казаками княгиня заявила о желательности переезда Императорского Дома на родину. И хотя госпожа Романова подчеркнула, что ни она, ни е

О приезде г-жи Романовой на Дон говорили давно – задолго до того, как президент России в ходе визита в станицу Вешенскую встретился с атаманами десяти российских войсковых казачьих обществ. После встречи с главой государства в казаках укрепилось мнение, что у них – так же, как и у России в целом, «особенная стать» и что в них «можно только верить». В том, что следом за блицвизитом президента на донскую землю прилетела из Мадрида (где родилась и продолжает жить) Мария Владимировна, идеологи казачества усматривают во всех смыслах знак свыше.

На стол подавали жареную рыбу

В полдень 8 сентября ее самолет приземлился в аэропорту Ростова. Первым делом великая княгиня направилась в кафедральный собор. Подступы к нему были надежно перекрыты кордонами милиции и ГИБДД. В спешном порядке собор очистили от прихожан, а с папертей согнали всех нищих. Кортеж высочайшей особы состоял из четырех «крутых» иномарок и двух милицейских машин. У врат храма гостью приветствовал архиепископ Пантелеимон, после чего в сопровождении челяди из числа местных чиновников владыка и дама, статью напоминающая свою землячку Монтсеррат Кабалье, вошли в собор. Архиерей не преминул похвастаться немецкими пластиковыми окнами и китайским покрытием полов, которое, по его словам, «прослужит 500 лет». Упомянуть о подземном гараже владыка то ли позабыл, то ли счел это сущим пустяком. Далее гостью пригласили в трапезную собора – откушать чем Бог послал...

Программа следующего дня была более насыщенной. По словам атамана войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» Виктора Водолацкого, великая княгиня предпочтение отдала исключительно блюдам казачьей кухни, с особым удовольствием вкусив жареной рыбки. Не лишним будет вспомнить: из венценосных предков Марии Владимировны последним посещал Новочеркасск император Николай II, который наградил медалью одного из жителей станицы Елизаветинская за отлично сваренную уху.

Чуб стал дворянином

9 сентября все местные СМИ с упоением рассказывали о встрече великой княгини с губернатором Владимиром Чубом, удостоившимся «за заслуги в обороноспособности страны» получить из рук главы Императорского Дома в изгнании, хотя и гражданки РФ, орден святителя Николая Чудотворца I степени, дающий право на потомственное дворянство. Какое отношение к обороноспособности страны имеет г-н Чуб, осталось загадкой, думается, не только для ростовчан, но и для него самого. До него таким орденом были награждены генералы Квашнин, Трошев, Громов, Балуевский и Манилов. Орден был учрежден в 1929 году великим князем Кириллом Владимировичем для награждения ветеранов I мировой войны и возрожден в 2001 году указом самой Марии Владимировны (кавалером этой награды за № 1, естественно, стала она сама). Далее в программе значилось посещение онкологического института. «На Западе тоже есть шикарные клиники, – сообщила гостья, – но православная церковь при госпитале – это замечательно. Когда у человека есть вера, ему легче вылечиться». Хозяева многозначительно переглянулись.

Кроме посещения страждущих и торжественной посадки саженца дуба (отростка того, который когда-то посадил в Сочи император Николай II), у великой княгини были на донской земле и более значимые мероприятия. В частности, пресс-конференция, на которой говорилось о перспективах восстановлении монархии в России. Как заявил директор канцелярии Ее Императорского Высочества Александр Закатов, Императорский Дом всерьез намерен вернуться в Россию, правда, пока «речь идет не о восстановлении монархии, а о том, чтобы династия проживала здесь. Мы надеемся, что этот процесс ускорится», – заявил г-н Закатов. По его словам, у Императорского Дома «большой исторический потенциал, связи с иностранными династиями, духовный авторитет. Все это могло бы гораздо эффективнее использоваться, если бы страна поддержала Императорский Дом, тем более это общепринятая практика». Члены Императорского Дома, подчеркнул директор канцелярии, хотя и являются российскими гражданами, хотели бы получить особый статус и «очень переживают, что им приходится жить постоянно за границей, а в России бывать 2–3 раза в год. Никто не требует возвращения Зимнего дворца. Цель – чтобы Императорский Дом вернулся в Россию как историческая институция».

«Папа говорил, что я должна быть как скаут»

Тему развила сама великая княгиня. На вопрос одного из журналистов о том, какими видятся ей перспективы восстановления монархии в России после переезда Императорского Дома в Москву или Санкт-Петербург (сказав «А», неизбежно потребуется сказать «Б»), Мария Владимировна ответила, что «в настоящий момент говорить об этом преждевременно». Разумеется, Императорский Дом в лице ее и сына «является носителем идеи монархии. Но монархия ни в коем случае не может быть восстановлена вопреки воле народа. Это будет очередной эксперимент над нашей многострадальной страной».

Журналистам сообщили, что Российский Императорский Дом ждет от власти полной реабилитации всех расстрелянных и изгнанных большевиками Романовых, но пока не поднимает вопроса о реституции. Впрочем, уточнил Александр Закатов, справедливо ждать от государства создания условий для постоянного проживания членов Императорского Дома в России. «И все же, на ваш взгляд, в будущем в России возможно возвращение монархии?» – допытывались неугомонные репортеры. «Господь знает, – улыбнулась Мария Владимировна. – Это произойдет, если должно произойти. Но я всегда готова помочь. Папа говорил: «Ты должна быть как скаут: на призыв «Будь готов!» отвечать «Всегда готов!». Моя роль – возрождать дух, традиции. Думаю, человек в России много потерял и не знает, во что верить. Если он вернется к своим корням, традициям – это уже много».

Что касается непосредственной цели приезда великой княгини на Дон – участия во Всемирном конгрессе казаков, – то в своем обращении к «наследникам и продолжателям дел доблестных казачьих войск» великая княгиня подчеркнула, что «именно казаки на Великом Земском Соборе 1613 года, совместно со служилыми людьми, не допустили «выборов Царя» по польскому образцу и настояли на призвании в лице Нашего Прародителя Михаила Феодоровича Романова законной природной Династии, преемственно восприявшей наследие Дома Рюриковичей». И в дальнейшем, вплоть до рокового 1917 года, казачество было опорой православной веры, престола и общенародных интересов... «Казаки, – по словам великой княгини, – оставались угрозой для революционеров, сначала ввергших народ в анархию, а затем установивших свой жестокий режим, основанный на безбожии, терроре и лжи... В истинном возрождении казачества видим Мы наиважнейшую и необходимую составляющую общего восстановления величия и славы России. Убеждены Мы, что не прервалась духовная связь между казачеством и нашим Домом. Верим, что у нас единые ценности и идеалы, и потому в своей работе на благо Родины Мы и Сын наш и наследник Великий князь Георгий Михайлович всегда найдем в лице казаков надежных и верных друзей, помогающих нам исполнять возложенный на нас Богом долг».

Фото ИТАР-ТАСС

Не дышите на шедевр

О том, поспособствует ли этот «визит дамы» положению казачества в России, говорить затруднительно. Для наиболее трезво мыслящей части казаков она – фигура скорее символическая. Другой вопрос – какие цели преследует своей поездкой на Дон сама великая княгиня. Замечено, что каждое посещение ею исторической родины сопровождается особыми почестями со стороны властей только тогда, когда это выгодно властям. В начале 90-х о Марии Владимировне и малолетнем Георгии Михайловиче как о реальных претендентах на престол говорилось вполне определенно. Вице-президент Александр Руцкой лично сопровождал мальчика в Успенский собор. Говорят, что когда он предложил цесаревичу присесть на Царское место и тот уже почти осуществил высокую миссию, смотрительница музея налетела на него с криком: «Не смей садиться на экспонат!» Г-н Руцкой попробовал объяснить: мол, это будущий наш царь. «А вот когда будет царем – тогда пусть и сидит!» – резонно возразила старушка. Вице-президент поспешил загладить недоразумение, подарив мальчику казацкую шашку. Потом ходили разговоры и о том, что Борис Ельцин официально примет на себя обязанности регента, и о том, что до совершеннолетия Георгий будет набираться ума-разума, да заодно и совершенствовать знание русского языка в Нахимовском училище. Ничему этому сбыться не было суждено. Похоже, сам наследник настолько повзрослел, а заодно и к российским реалиям пригляделся, что смотрит на матушкины заботы и хлопоты вроде раздачи орденов как на некую причудливую игру. Правда, в 1998 году во время паломничества в Святую Землю Георгий Михайлович принес установленную династическую присягу на верность Отечеству и своей Августейшей матери. Церемония состоялась в Иерусалиме, в патриаршей резиденции, где клятву наследника принял ныне покойный глава Иерусалимской церкви Диодор, благословивший великого князя защищать православную веру, служить России и ее народу и нерушимо охранять законные основы Российского Императорского Дома. Но учиться цесаревич предпочел не в Нахимовском училище, а в Оксфорде. С 2001 года он работает в Еврокомиссии, постоянно живет в Люксембурге. Недавно, кстати, в очередной раз приезжал в Питер. Но этот его визит, как и предыдущие, не афишировался, поскольку носил характер служебной командировки.

Казаки – ей опора

А вот матушка его, как бы ни дистанцировалась от политики, преследует в России цели серьезные. Российский Императорский Дом в настоящее время состоит из четырех человек: самой Марии Владимировны (главы Дома), ее матери Леониды Георгиевны (де-юре вдовствующей императрицы), цесаревича Георгия Михайловича и проживающей в Уругвае 90-летней Княгини Екатерины Иоанновны, внучки Великого князя Константина Константиновича (известного, кстати, поэта, печатавшегося под псевдонимом К.Р.). Далеко не все и уж точно не большинство Романовых признают право главенствовать в Доме за дочерью и внуком Владимира Кирилловича Романова, умершего в 1992 году. Существует Объединение членов рода Романовых, возглавляемое сейчас Николаем Романовичем Романовым, которое не признает прав Марии Владимировны Романовой-Гогенцоллерн. Одно из наиболее авторитетных международных генеалогических изданий «Готский Альманах» прямо называет именно Николая Романовича «Главой Российского Императорского Дома».

Конфликт Романовых наиболее остро проявился в связи с церемонией захоронения предполагаемых останков членов царской семьи: Мария Владимировна с матерью и сыном тогда не признали многострадальные «екатеринбургские кости» за подлинные, тогда как все остальные Романовы во главе с Николаем Романовичем присутствовали на панихиде, пойдя на открытое противостояние Московской Патриархии. До сих пор неясно: то ли Патриархия тогда сделала ставку на Марию Владимировну, то ли наоборот.

Немало печалей доставил Марии Владимировне и раскол в Российском дворянском собрании. Великая княгиня вынуждена была опубликовать особое воззвание, предупредив отпрысков голубых кровей: «Любые состоящие под моим покровительством или заявившие о своей преданности Императорскому Дому общественные, культурные, благотворительные и прочие организации, если они не станут согласовывать свою деятельность со мною или с моей Канцелярией, будут лишены моего благоволения». Похоже, визит на берега тихого Дона связан с поиском великой княгиней новой точки опоры в российском обществе: ни от кого ранее казаки не слышали столько похвал, как от нее в эти дни.

Нужная семья

Что касается предположений о том, что визит согласован в Кремле и чуть ли не подготовлен администрацией президента – если даже это и так, никакой сенсации здесь не заключено. Поддержка Императорского Дома в лице Марии Владимировны выгодна власти не потому, что она допускает возможность реставрации монархии, но единственно потому, что такие доставшиеся ей в наследство в 1917-м институты, как Императорская Фамилия, Русская Православная церковь или то же казачество, несложно политтехнологическими манипуляциями превратить из сугубо декоративных элементов в несущие конструкции. На Дону Мария Владимировна резко критиковала «ряженых» в стане казачества. Но признаки маскарада явно присутствуют и в деятельности Императорского Дома.

На казаков, архиепископа Пантелеимона и новоиспеченного дворянина Чуба приезд великой княгини произвел, судя по всему, неизгладимое впечатление. Выразителем же гласа народа (или одним из его выразителей) стал на одном из ростовских интернет-форумов, где бурно обсуждался визит г-жи Романовой, пользователь с характерным прозвищем Хрюн: «В такие трогательные моменты, – написал он в связи с помпезной встречей Ее императорского высочества, – понимаешь, почему в России сделали революцию...»



Кому в России нужна монархия?

Константин СИМОНОВ, директор Центра политической конъюнктуры:

– Монархия в России была возможна лишь в том случае, если бы у Владимира Путина были сыновья. Я сомневаюсь, что Путин передаст царство своим дочкам. А восстановление царства Романовых совершенно исключено. Безусловно, у возрождения царского правления есть ряд сторонников, причем весьма уважаемых людей, но в большинстве своем эта идея дискредитирована. Сейчас монархия наличествует в некоторых странах Европы исключительно как дань традиции. В России эта традиция прервана, и непонятно, зачем ее возрождать. Говоря о монархии, мы, скорее всего, имеем в виду, что монарх будет первым лицом в государстве, чего ни в одной цивилизованной стране мира не наблюдается. Так что идея вернуть России царя – это откровенная глупость, лоббируемая теми лицами, которые не знают, как войти во власть, и придумывают такие странные способы. Я, кроме того, сомневаюсь, что подобная мысль нашла бы поддержку у большинства населения. Проблема монархии в том, что неизвестно, кто же будет следующим. Хороший царь всегда сменяется каким-нибудь дурачком. И российская история знает много таких примеров.

Игорь БУНИН, директор Центра политических технологий:

– В России возврат к монархии невозможен. Монархическая линия у нас прервалась, и сегодня слишком много споров вокруг возможного кандидата на этот титул. Монархия как институт может сработать лишь в том случае, когда существует некая традиция, которая обеспечивает определенный консенсус в обществе по этому поводу. В то же время Россия уже прошла через президентскую республику, и никто не выявил здесь никаких негативных качеств. К тому же такой институт, как монархия, может появиться только в условиях очень сильного кризиса. В таком случае король призывается как последняя надежда на установление демократии.

Владимир ЛЫСЕНКО, президент Института современной политики:

– Россия уже почти сто лет живет без монархии, и я не помню ни одного случая, чтобы через сто лет в каком-либо государстве этот институт был бы возрожден. К тому же за рубежом не осталось ни одного человека, который может с полным правом именоваться наследником престола. Несмотря на то что в России все более усиливается авторитарная тенденция, я думаю, что скорее возможен диктаторский режим наподобие латиноамериканского.

Игорь ЧУБАЙС, директор Центра по изучению России:

– Было бы целесообразно возродить в России адаптированную к сегодняшнему дню и реформированную монархию. Ведь сейчас у нас очень мало сплачивающих ценностей, одни верят в одно, другие – в другое. Общее для всех – это наша история, а ее живым воплощением является та династия, которая руководила страной на протяжении нескольких столетий. В большинстве европейских стран демократические монархии существуют и развиваются очень успешно. А в России всегда была монархия. Но для ее возрождения нужна большая интеллектуальная работа, широкая общественная дискуссия. Речь идет не о том, чтобы посадить потомков Романовых на трон и распустить Думу, а о придании им какого-то особого статуса. Эти люди хранят историю, помнят о своих обязательствах перед Россией. Я общался с потомками Романовых и отношусь к ним с большим уважением.

Записали Марьям МАГОМЕДОВА, Евгения ЗУБЧЕНКО


ИНОГДА И ЦАРИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Первая половина ХХ века стала эпохой крушения династий. Сегодня в мире существует 30 государств с монархической формой правления. В большинстве из них монархи царствуют, но не правят. Парламентские монархии действуют в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Таиланде, Швеции, Японии. Сохранились и восемь абсолютных монархий: Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней.

Демократические преобразования в послевоенной и посткоммунистической Европе привели к возвращению монархам полного или частичного статуса «персон грата».

В 1969 г. декретом пожизненного главы испанского государства Франко преемником абсолютной власти в Испании был объявлен принц ХУАН КАРЛОС БУРБОН. После смерти генерала Франко в 1975 г. Хуан Карлос I был объявлен королем.

Болгарский царь СИМЕОН II (Симеон Саксен-Кобург Гота) впервые оказался на родине после изгнания в 1996 г. Через два года Конституционный суд принял решение вернуть царской семье наследственные владения. В 2001 г. Симеон II публично заявил о своем намерении вернуться в Болгарию и создал национальное движение «Симеон Второй», которое в том же году выиграло парламентские выборы. С июля 2001 по август 2005 г. был премьер-министром Болгарии. Сегодня его партия входит в правящую коалицию.

Румынский король МИХАЙ I сделал первую попытку посетить страну после изгнания в 1990 г., но правительство Илиеску депортировало его сразу же после прибытия. В 1997 г. королю было возвращено румынское гражданство. Сейчас ему возвращены родовые Елизаветинский дворец и замок ХVII века, король имеет право на все привилегии главы государства: официальную резиденцию, жалованье, личную охрану и автомобиль.

В 1997 г. король Албании ЛЕКА побывал на родине в надежде на восстановление монархии, однако на референдуме соотечественники его не поддержали. В 1999 г. власти Албании обвинили Леку в подготовке вооруженного мятежа и возбудили против него уголовное дело.

В 1993 г. после референдума, проведенного под эгидой ООН, в Камбодже была восстановлена монархия. После 20 лет правления коммунистических режимов королем Камбоджи снова стал НОРОДОМ СИАНУК (Преа Бат Самдех Преа Нородом Сианук Варман). В октябре 2004 г. Сианук в очередной раз отрекся от престола в пользу своего сына принца НОРОДОМА СИАМОНИ.


РОССИЯНЕ ПРОТИВ МОНАРХИИ

В последние годы регулярные прежде социологические опросы об отношении жителей страны к реставрации монархии не проводились. Однако вряд ли настроения у россиян кардинально изменились с 2002 года, когда 48% респондентов отрицательно отнеслись к этой затее. Положительный ответ тогда дали только 17%, затруднились ответить на вопрос 12%. С 1994 по 2000 год количество тех, кто не признает института монархии, также колебалось от 48 до 57%. По словам аналитиков Фонда «Общественное мнение», больше всего монархистов в возрастной группе до 35 лет. Если же судить о профессиональной принадлежности тех, кто верит в царизм, то среди них немало руководителей различного ранга (21%), служащих (23%), рабочих и безработных (по 15%).

"