Posted 11 сентября 2003,, 20:00

Published 11 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Аукцион надежды

11 сентября 2003, 20:00
До продажи танкера «Аргунь» с молотка остался один месяц

«Новые Известия» продолжают следить за развитием ситуации вокруг арестованного в ЮАР за долги российского танкера «Аргунь». Как известно, генеральный директор фирмы-арендатора этого судна Евгений Соколов обязался до 12 сентября прибыть в Кейптаун, расплатиться с кредиторами и экипажем. И спасти тем самым судно от продажи с молотка. Но, похоже, аукциона не избежать.

Семь моряков, остающихся на борту «Аргуни», поставили гендиректору фирмы «Ойл-Компакт» ультиматум, что без денег никто из них не уедет. Однако, как сообщил «НИ» по телефону консул РФ в Южно-Африканской Республике Алексей Беликов, до настоящего момента господин Соколов в Кейптаун так и не прилетел.

«Они ждут Соколова с деньгами, – считает Алексей Беликов. – Хотя оставаться на танкере уже небезопасно. В последние дни море сильно штормит, а корабль находится у пирса ничем не защищенный. Сильные волны сломали трап, шериф помог сделать новый».

Если бы не доброта кейптаунского шерифа (правда, не бескорыстная), на борту «Аргуни» давно бы никого не осталось. В начале этого года, когда «Ойл-Компакт» прекратил перевод денег, городские власти начали помогать бедствующим россиянам. Иначе бы они умерли с голоду. Был период, когда моряки вынуждены были питаться всего на 50 центов в день... По просьбе местного профсоюза городские власти взяли танкер на довольствие. В эту пятницу шериф Кейптауна должен предоставить сотрудникам российского консульства официальный документ об общем долге за содержание судна и экипажа. По предварительным оценкам, сумма может составить 600–800 тыс. долларов.

Как сообщили «НИ» в российском консульстве в Кейптауне, заинтересованные стороны ждут решения апелляционного суда ЮАР, которого до сих пор нет. Ждут этого решения Минимущества РФ и «Ойл-Компакт». Есть надежда, что судьи немного снизят сумму долга. Но это ожидание может обернуться против них же: каждый день простоя судна стоит немалых денег. Общая сумма претензий по искам кредиторов и двух экипажей «Аргуни» к собственнику и арендатору судна составляет порядка 1,5 млн. долларов.

Между тем времени для погашения долгов у российской стороны остается все меньше. Напомним, что 19 августа верховный суд Кейптауна постановил: если до 12 октября экипажу «Аргуни» не выплатят зарплату, а шерифу – денег за содержание моряков и танкера, его выставят на продажу с аукциона.

В командовании Тихоокеанского флота (ТОФ) полагают, что продажа с аукциона была бы лучшим вариантом для российского государства. Дело в том, что купленное с аукциона судно и его новый хозяин юридически освобождаются от всех долгов, объяснили в управлении. Таким образом, удастся избежать каких-то новых исков от кредиторов и очередных судебных тяжб с ними. Хотя «Аргунь» относится к устаревшим однокорпусным танкерам старого образца, вход которых во многие международные порты запрещен, среди иностранных судовладельцев немало желающих его купить. Танкер и сегодня может приносить в сутки 3500 долларов прибыли. Но в Минимущества и Минобороны надеются, что, если дело дойдет до аукциона, «Аргунь» сумеет выкупить российское ОАО «Совфрахт». Затем компания готова передать корабль ТОФу, во вспомогательном флоте которого он и числится до сих пор.

Как будут действовать специалисты «Совфрахта» на аукционе, в московском офисе компании «НИ» сообщить отказались, сославшись на конфиденциальность сделки. «Рассказав все раньше времени, мы откроем свои карты перед иностранцами», – сказал заместитель генерального директора «Совфрахта» Евгений Сипирин.

«Дата аукциона уже определена, – рассказал «НИ» господин Сипирин. – Если «Ойл-Компакт» не выполнит свои обещания, то за три недели до торгов в прессе опубликуют объявление о месте и времени их проведения, а также назовут стартовую цену судна. С этого момента начнется прием заявок на участие. В принципе аукцион открыт для всех желающих, но, скорее всего, в нем примут участие люди, работающие в морском бизнесе. За 2–3 дня до торгов прием заявок прекращается, чтобы у организаторов осталось время для анализа и уточнения сведений о претендентах на участие. Один из важных моментов – выяснить, нет ли среди них подставной фирмы судовладельца».

Для оценки танкера организаторы аукциона наймут специальную экспертную компанию по оценке недвижимости. По международным стандартам, стоимость «Аргуни» в настоящее время не превышает 2 млн. долларов. Собственной оценкой специалисты «Совфрахта» пока не занимались и никого для этого не привлекали. «НИ» объяснили, что в России проведение оценочной работы стоит дешевле, чем за рубежом: 1–3 тыс. долларов у нас и 5–8 тыс. долларов в ЮАР. В конечном итоге сумму, как и все другие накладные расходы и судебные издержки, придется оплачивать российской стороне.

Для моряков «Аргуни» продажа танкера с молотка – единственный шанс получить честно заработанные деньги и уехать домой, в Находку. Ведь ни российское государство, ни фирма, нанявшая их на работу, не торопятся расплачиваться по счетам.

"