Posted 11 августа 2008,, 20:00

Published 11 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Военная паутина

Военная паутина

11 августа 2008, 20:00
Как любая война, конфликт в Закавказье сопровождается войной информационной. Освещение событий в Южной Осетии и в Грузии на российских и западных каналах кардинально отличается друг от друга. Дефицит информации отчасти восполняет Интернет. В блогах идут ожесточенные споры, создаются сообщества противников и сторонников

Тот, кто в течение четырех последних дней смотрит российские телеканалы, не может составить себе стройную картину происходящего. Мы видим наших корреспондентов, работающих в Южной Осетии. Они рассказывают о Цхинвали, «стертом с лица грузинскими бомбардировками и танками», о двух тысячах погибших, о толпах беженцев. Но мы не видим того, что происходит в Грузии, хотя нам известно, что в рамках операции «по принуждению к миру» российские самолеты сбрасывали бомбы на Гори и Поти. Желая узнать подробности, переключаешься на западные телеканалы. Любопытство удовлетворено: показывают развалины дома в Гори, разрушенного российской бомбой. И, между прочим, упоминают о разрушенном Цхинвали. Российское телевидение говорит о геноциде осетинского народа, совершенного грузинскими военными. Западное телевидение называет «агрессором» Россию.

Социологи констатируют тотальный дефицит общедоступной информации. «Пока еще рано говорить о каком-то общественном отношении к происходящим событиям, – уверен социолог «Левада-Центра» Борис Дубин. – Настроение задано центральными каналами телевидения. Я не вижу никакого разнообразия информации. Отсутствуют альтернативные точки зрения. Высказываются одни и те же лица. В последнее время наши опросы фиксировали у большинства респондентов плохое отношение к Грузии. Поэтому не исключено, что будет легко приниматься официальная оценка событий».

Нас пугают, но только ничего не объясняют. Психологи считают, что это стандартный ход, который используется в ходе информационной войны. «Таков психологический закон – больше всего эмоций у зрителя вызывают новости, где возникает угроза лично для него, затрагивается инстинкт самосохранения, пробуждаются тревога и страх, – считает психолог Марк Сандомирский. – Легче всего манипулировать людьми, если запугать их призраком очередной угрозы – они становятся психологически беспомощными и податливыми для информационного воздействия. Послушными, как дети».

Истина где-то рядом

Те, кто не хочет быть, как дети, ищет правды на просторах Всемирной паутины – в условиях военного конфликта она осталась единственным непредвзятым источником информации. В социальных сетях пользователи разделились на три неравные группы. Первые пытаются по крупицам восстановить картину происходящего в Закавказье – обмениваются ссылками на блоги независимых корреспондентов, на блоги очевидцев, хотя бы тех, кто общался с беженцами. Но источников катастрофически не хватает. «Как правило, блогосфера делает прозрачным любой конфликт, который происходит, предоставляя голоса двух сторон, – говорит Антон Носик. – В данном противостоянии такой стереополифонической картинки не получается. В Цхинвали плохо с электричеством, а блоги оттуда являются самыми востребованными».

В условиях дефицита информации пользователи пытаются использовать элементарную логику. Так, один из блоггеров «Живого журнала», подводя итог сомнениям некоторых из своих «френдов», не верящих в то, что в Цхинвали погибли 2 тыс. человек, приводит интересную статистику: «Население города до начала войны, по данным «Википедии», 30 тыс. человек. Перед войной большая часть населения оставила город. Допустим, осталось 20 тыс. Тогда получается, что погиб каждый 10-й, как в Дрездене, который горел неделю. Одно из двух: или это одна из самых успешных бомбардировок в истории человечества, или осетра надо сильно урезать…».

Ужас и непонимание

Другая часть пользователей Сети – это в основном молодые люди от 17 до 25 лет – априори встали на сторону России. Во всем происходящем они винят США, НАТО и Грузию. В специально организованных сообществах они рисуют картинки, где наша страна изображается в качестве огромной медведицы, вступившейся за медвежонка – Южную Осетию, на которого напал человек, отдаленно напоминающий Саакашвили. В этих же группах обсуждают, какую кару должен понести грузинский президент. Вопрос о том, является ли он главным виновником конфликта, здесь даже не обсуждается. «Россию все боятся, потому что она действует непредсказуемо и только по своим принципам. Хотя сейчас и ведется информационная война, и против нас весь мир, Россия стоит выше всех этих лицемеров, я горжусь, что родилась именно здесь», – мнение Юлии, кажется, одно из самых взвешенных в этих сообществах.

Но, пожалуй, самую многочисленную группу составляют те блоггеры, которые просто очень боятся войны. Так, например, треть опрошенных одной из социальных сетей Интернета, отвечая на вопрос: «Возможна ли третья мировая война?», признали, что опасаются такого развития событий. Среди них много молодых ребят, которые боятся, что их заберут в армию и отправят на фронт. «Соберут молодых солдатиков, таких, как я. Спросят: в войнушку играли? Выдадут автоматики, и будет второй Афганистан», – предупреждает пользователь Артем.

Вообще общий тон комментариев в блогах – растерянность и страх. Известный драматург и писатель Евгений Гришковец в своем дневнике очень четко отражает настроение многих: «Последние несколько дней смотрю практически одни и те же репортажи, переключаясь с канала на канал. И ничего не могу понять. Понятно, что там происходит ужас... Раньше, чтобы разобраться в чем-то, смотрел Би-би-си и Си-эн-эн. Сейчас это не помогает, а скорее наоборот. Как же мне обидно, и как много совершено непоправимого. Я называю такое шагами в безвозвратное… Не могу уснуть, получаю разрозненные смс-сообщения от моих друзей из Тбилиси и других грузинских городов. Сообщения сдержанные, мужественные. Друзья стараются меня успокоить, опасаются того, что связь может прерваться окончательно. Спешат заверить в дружбе и любви. А между тем слышат взрывы либо недалеко от Тбилиси, либо в самом городе... И в них, и во мне растут и растут НЕПОНИМАНИЕ и УЖАС. Как же больно ощущать собственную беспомощность и неспособность не только что-то сделать в этой ситуации, но и что-то в ней понять».

Грузинское многоголосье

Все три группы российских пользователей, тем не менее, взахлеб читают то, что пишут их братья по перу из Грузии. Один из самых читаемых блогов – дневник русской девушки из города Поти. «Город пуст, магазины не работают почти. Больше не бомбили Поти, вчера были слышны выстрелы, но что это было, не знаем, – писала девушка два дня назад. – Я даже представить себе не могу, как эти бедные люди в Цхинвали. Никому на фиг не нужна эта война. Я не политик и в моем окружении нет политиков, считающих, что так надо. Я не делю ни осетин, ни грузин, ни русских. У подруги бабушка осетинка, мы русские, но у нас есть грузинские родственники, зять вообще украинец, какая к черту разница, главное, чтобы все это поскорее закончилось и никто больше не умер. Это наша страна, у нас грузинские паспорта и мы обычные грузинские граждане. Поэтому мне хочется разорваться, когда я стою на грузинской земле, надо мной летают российские самолеты и я не могу представить, чтобы эти страны воевали между собой».

А Тинатин из Тбилиси прощается со своими корреспондентами: «На всякий случай соберу рюкзак. Хотя куда придется идти – неизвестно, в моей стороне нет ни одного места, куда бы не добрались доблестные бомбардировщики. Еще раз бомбили Гори. Бомбили Кахетию. Взломаны сайты на грузинских ресурсах, нет возможности зайти на российские сайты, так что «ЖЖ» остается моей площадкой для выхода в мир». Большинство читателей этого дневника как из России, так и из Европы предложили девушке помощь, и даже свой кров. Но ответа они пока не получили.

«По стране пройдут милитаристские митинги»

Если в Интернете большинство пользователей склоняются к пацифизму, то в реальной жизни на антивоенные акции рассчитывать не стоит, считают специалисты. «Перспективы антивоенного движения и даже каких-либо митингов против войны выглядят достаточно призрачными, – сказал «НИ» правозащитник Лев Пономарев. – Ситуация более сложная. чем во время войны в Чечне. Среди правозащитников сейчас нет единства в оценке ситуации. Я считаю, что поведение Саакашвили – это политическое самоубийство. А поведение российских властей можно оценить, как «доведение до самоубийства».

Сегодня голоса правозащитников тоже звучат в основном в Сети. Трибуны им официальные СМИ не предоставляют. На днях борцы за права человека опубликовали открытые письма на нескольких интернет-сайтах. Так, правозащитник Сергей Ковалев, осуждая ввод грузинских войск в Цхинвали, осуждает и действия нашей страны. «Россия не имеет никакого права использовать вооруженные силы на чужой территории», – пишет он. Вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр, в свою очередь, призвала ООН срочно прекратить миротворческий мандат России и ввести в зону конфликта свои миротворческие силы. «Никогда впредь страна, сопредельная с зоной конфликта, не должна получать миротворческий мандат. Она неизбежно становится участником конфликта, а зачастую провоцирует его усиление», – говорится в ее открытом письме. С призывом к обеим сторонам конфликта обратились и члены общественной организации «Голос Беслана». Они призывают политиков сесть за стол переговоров.

Между тем, как стало известно «НИ», опасения экспертов о милитаристских митингах начинают сбываться. Вчера в Ульяновске на центральной площади по инициативе губернатора Сергея Морозова собралось около тысячи человек. Звучали патриотические песни «Вставай страна огромная!», «Синий платочек», «Не стареют душой ветераны» и антигрузинские речи. Митинг проходил под лозунгом «Россия своих в войне не бросает».

А простые московские жители, проживающие в районе Большой Грузинской рядом со стелой «Дружба народов» обходят стороной небольшой парк, где они привыкли гулять со своими собаками. Они боятся, что националисты и скинхеды могут бросить гранаты в грузинскую церковь, которая находится неподалеку.

Телеведущий Николай СВАНИДЗЕ:

– Первое, что должны были сделать российские власти после начала конфликта – взять группу зарубежных журналистов с камерами, людей из ОБСЕ, провезти по Южной Осетии и показать все то, чему были свидетелями сами. Этого сделано не было. Саакашвили работает на информационном поле очень активно и умело. И, на мой взгляд, пока он уверенно выигрывает у нас информационную войну. Конечно, ход самих боевых действий от журналистов зависит в минимальной степени. Но течение информационной войны в очень большой степени зависит от того, куда едут журналисты, куда берут их военные. На театре боевых действий корреспонденты очень ограничены в своих поступках, они попадают туда, куда их пускают. К сожалению, наше военное руководство привыкло к максимальной закрытости, но сейчас совершенно другая эпоха, и люди, облеченные властью, в том числе генералы, должны быть максимально открыты для прессы. Только так можно победить в информационной войне, а, значит, и в той войне, которая ведется. А если ты закрываешься, ничего не показываешь, ничего толком не говоришь, изо дня в день талдычишь одно и то же, опровергая то, что люди уже видят своими глазами, – исход войны предрешен.

"