Posted 11 июля 2010,, 20:00

Published 11 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:46

Updated 8 марта, 06:46

Юбилей под парусом

Юбилей под парусом

11 июля 2010, 20:00
В субботу в Архангельске завершилась регата «От Балтийского до Белого моря», посвященная 20-летию с момента создания Министерства чрезвычайных ситуаций. Ее участники прошли по северо-западу России – от Санкт-Петербурга до Соловецкого архипелага. За время путешествия были открыты пожарные части и проведены спасательные

Важной остановкой регаты по пути из Санкт-Петербурга до Соловков стал остров Кижи в Республике Карелии. Здесь, на Онежском озере, располагается известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории острова находятся 82 деревянных здания, которые были свезены из разных регионов Карелии. В первую очередь именно для охраны музейного комплекса в Кижах после реконструкции открылась новая федеральная пожарно-спасательная часть, ставшая единственным каменным сооружением на острове. По словам главного военного эксперта МЧС России генерал-полковника Павла Плата, особенностью работы здесь является предупреждение пожаро-опасных случаев. Напротив местной Преображенской церкви, которой в этом году исполняется 350 лет, круглосуточно дежурит пожарный корабль МЧС.

Остров давно является популярным местом туризма не только для жителей Карелии и близлежащих областей, но и для иностранных граждан. Россияне любят добираться до Кижей на собственных лодках, яхтах. По словам сотрудников здешней пожарной части, многие из них беспечно подходят к отдыху на воде и в музейном комплексе. «На территории Кижей курить можно только в строго отведенных местах, – рассказывает «НИ» начальник караула пожарной части острова Кижи Андрей Сажин. – Был случай, когда туристы-дикари на яхте высадились на берег и развели костер. Дозор увидел дым и выслал пожарных на место. Из-за ветра костер перекинулся на траву. Площадь возгорания составила 20 квадратных метров, что очень много для нас». Зачастую нерадивые туристы никакой ответственности за пожары не несут, поскольку уплывают до прибытия спасателей. «Если люди еще на месте, мы вызываем милицию. Но это бывает крайне редко», – говорит г-н Сажин.

Помимо спасения территории сотрудникам МЧС приходится вызволять и самих нарушителей. Руководитель Медвежьегорского отделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Святослав Алексеев вспоминает, как в прошлом году в туман 12 туристов вышли по направлению к Кижам в Онежское озеро без навигатора. Спасатели их нашли через шесть часов после получения сигнала о бедствии. «Особые проблемы с рыбаками. Был случай, когда наши ребята поймали одного на тонком весеннем льду, шипучем, как змея. Рыбак был на санках с огромным рюкзаком, – рассказывает Алексеев. – Возмущался, что не дают рыбачить». Мужчина объяснил сотрудникам МЧС, что в рюкзаке пустые пластиковые бутылки, которые не дадут утонуть, если он провалится под лед. «Это же глупость несусветная», – возмущается руководитель региональной ГИМС.

Первый заместитель министра МЧС Руслан Цаликов замечает, что гибель на воде входит в тройку несчастных случаев после ДТП и пожаров. «Главная причина – беспечность», – уверен замминистра. Он подчеркивает, как важно создание учебно-спасательного центра «Вытегра» в Вологодской области, который стоит на популярном туристическом маршруте по Волго-Балту. «Учитывая, насколько динамично сегодня развивается маломерный флот (уже превышает один миллион судов), центр стал полигоном отработки сервиса безопасности», – говорит замминистра. Сейчас в России насчитывается четыре центра, которые находятся в туристических местах, в следующем году будет введен еще один в Сибири – в Ергаках. «Туризм в России безопасен там, где его поддерживают профессиональные спасательные организации, – говорит «НИ» заместитель председателя Совета Федерации РФ Юрий Воробьев. – На Байкале до создания там нашего центра работали всего 12 спасателей на весь периметр озера. После появления серьезной спасательной базы приток туристов увеличился в семь раз».

"