Posted 11 июля 2004,, 20:00

Published 11 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«До последнего боролись за самолет»

«До последнего боролись за самолет»

11 июля 2004, 20:00
Вчера в Доме офицеров города Сольцы Новгородской области прощались с погибшими летчиками стратегического бомбардировщика Ту-22М3, разбившегося в ночь на пятницу. А в солецком гарнизоне военные эксперты приступили к расшифровке двух «черных ящиков». Специальная комиссия Минобороны РФ уже получила разговоры летчиков с ру

Экипаж стратегического бомбардировщика ТУ-22М3 под командованием начальника службы безопасности полетов Солецкого авиаполка майора Олега Тяпкина в ночь на пятницу совершал учебно-тренировочный полет. Задание было благополучно выполнено, самолет вышел в район аэродрома и начал заходить на посадку: выпустил шасси, включил фары. На расстоянии 14 километров от взлетно-посадочной полосы у экипажа произошла нештатная ситуация: фары погасли, а машину стало разворачивать. Экипажу была дана команда катапультироваться. Затем связь прервалась, а самолет исчез с радаров.

В тот же момент на земле услышали сильный хлопок, после которого бомбардировщик в воздухе загорелся. Еще один взрыв раздался при падении самолета в лесном массиве примерно в двух километрах от населенного пункта Велебицы.

«Экипаж действовал в условиях крайне жесткого лимита времени по схеме «спасти самолет и затем уже – свои жизни», – сказал журналистам командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов. – Поскольку населенных пунктов рядом не было, летчики до последнего боролись за спасение самолета. Поэтому-то никто из них и не воспользовался креслом катапульты, когда ситуация достигла критической точки. Командир самолета тоже имел возможность катапультировать экипаж, но даже его система не была приведена в действие». Хворов подчеркнул, что установленные на Ту-22М3 кресла позволяют катапультироваться вверх даже в том случае, когда самолет уже совершил аварийную посадку. В данном случае, видимо, экипаж просто не успел принять такое решение. Аварийная ситуация начала развиваться слишком стремительно. Самолет резко взял левый крен, увеличил вертикальную скорость и при заносе в 90 градусов столкнулся с землей.

Как сказали «Новым Известиям» в военной прокуратуре Ленинградского военного округа, изучением причин гибели бомбардировщика на месте катастрофы сейчас, помимо прокуратуры ЛВО, занимаются специалисты еще двух ведомств – Новгородского гарнизона и инспекции по расследованию летных происшествий службы безопасности полетов Министерства обороны РФ. На данный момент большинство экспертов склоняются к тому, что виной всему стал отказ техники. Человеческий фактор в данном случае маловероятен. Командир экипажа Олег Тяпкин являлся военным летчиком первого класса, штурман Николай Толстов имел квалификацию штурмана первого класса, остальные члены экипажа – помощник командира Илья Ловков и штурман-оператор Александр Иванов – тоже были опытными авиаторами, налетавшими более тысячи часов. К тому же экипаж был штатным и имел слетанность.

«По найденным бортовым самописцам мы уже в ближайшие дни определим динамику развития событий и, самое главное, ее объективные причины, – сказал Игорь Хворов. – На данный момент расшифрованы только переговоры экипажа с руководителями полетов».

А пока эксперты обрабатывают записи бортовых самописцев, в Сольцах прощаются с четырьмя погибшими летчиками. У троих из них остались жены и дети. Как сообщили «НИ» в администрации Солецкого района, приехали на церемонию и родители погибших. Именно они и будут сопровождать гробы со своими сыновьями к месту захоронения. Тело 46-летнего командира экипажа Олега Тяпкина будет предано земле в Великом Новгороде, тело 40-летнего штурмана Николая Толстова – в городе Шадринске Курганской области. Похороны 26-летнего штурмана-оператора Александра Иванова состоятся в Кургане, а 27-летнего помощника командира корабля Ильи Ловкова – в Твери.

Согласно информации администрации Солецкого района, суббота и воскресенье в районе объявлены траурными днями. На зданиях государственных и муниципальных учреждений приспущены флаги. В населенных пунктах района отменены все увеселительные мероприятия.

БОМБАРДИРОВЩИК Ту-22М3

Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 был принят на вооружение в 1976 году. Он предназначен для поражения оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных, площадных, наземных, морских, подвижных и неподвижных целей сверхзвуковыми управляемыми ракетами и авиабомбами с обычным или ядерным зарядом. Состоит на вооружении частей дальней и морской ракетоносной авиации. За счет совершенной аэродинамической компоновки планера и высокомеханизированного крыла с изменяемой стреловидностью от 20 до 60 градусов достигнуты высокие летно-технические характеристики. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями НК-25. Максимальная масса боевой нагрузки – 24 т. Боевой радиус действия – 2200 км. Максимальная скорость полета – 2000 км/ч. Экипаж – 4 человека. Комплекс вооружения размещен внутри фюзеляжа и на двух точках внешней подвески. Включает 10 управляемых крылатых ракет класса «воздух-земля», «воздух-корабль» и «воздух-РЛС». Может нести ядерное вооружение.

"