Posted 12 мая 2017, 11:28

Published 12 мая 2017, 11:28

Modified 8 марта, 01:59

Updated 8 марта, 01:59

Сериал "Власик": сталинисты захватили Первый канал

12 мая 2017, 11:28
Сериал "Власик. Тень Сталина" - событие знаковое в трансформации российского телевидения. 30 лет назад, начав с разоблачений сталинизма в период гласности, оно сегодня окончательно и бесповоротно оккупировано махровыми сталинистами. В 1993-ем макашовцы не смогли взять Останкино. Нынче оно сдалось без боя.

Эта очень смелая творческая задача - слепить многосерийный фильм об охраннике с тремя классами церковно-приходской школы, с привычками жрать прямо со сковородки, запивая жареную картошку водкой.

Нет, конечно, история знает немало примеров, когда и деревенские парни становились академиками, полководцами и президентами. Но это не про Власика, который в конце жизни писал буквально следующее:

«Я действительно сожительствовал со многими женщинами, распивал спиртное с ними и художником Стенбергом, но всё это происходило за счёт моего личного здоровья и в свободное от службы время».

Во всем остальном, конечно, генерал-лейтенанту НКВД-МГБ Власику каяться не в чем. Настоящий служака! Человек "что прикажете", "так точно" и "будет исполнено".

За 21 год, пока Власик был телохранителем и мажордомом Сталина, были уничтожены все родственники вождя и его супруги, застрелилась жена Надежда, сгинули в подвалах Лубянки "товарищи по партии", а Власик пересидел всех. Пока в 1952- ом сам не попал под каток репрессий.

Через 10 лет Власик напишет в мемуарах:

"Я был жестоко обижен Сталиным. За 25 лет безупречной работы, не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму. За мою беспредельную преданность он отдал меня в руки врагов. Но никогда, ни одной минуты, в каком бы состоянии я ни находился, каким бы издевательствам я ни подвергался, находясь в тюрьме, я не имел в своей душе зла на Сталина."

Это и есть главная заслуга и особенность характера Власика - беспримерная, всепоглощающая, без всяких намеков на сомнения и рефлексию Любовь к Сталину. Это чувство религиозного фанатика к своему божеству.

Не дело призренного человечка - оценивать деяния Бога, какими бы страшными и бессмысленными (на взгляд человечеков) они ни были.

Однако "одноклеточный" характер главного героя кино создает массу проблем киношникам. Чего ни придумай в сценарии, а получается ходульный персонаж второго плана. С примитивными диалогами. Рублеными фразами. Без личностного роста и коллизий с внешним миром. Ну, прописали на половину четвертой серии сцены пошлого адюльтера с актриской и последующим уходом от жены. Ну, наложили тревожные гитарные перезвоны... И что?

Да ничего! Потому что ничего особенного от Власика в этом фильме и не требуется. Главный герой - не он, а Сталин.

Большая часть экранного времени проходит без всякого присутствия Власика. Зато "отца народов" - хоть отбавляй.

Вопрос в том, каким глазом (объективом) смотрят на Сталина и как показывают его нам, смертным 21 века?

Вот тут и свершается сама большая киношная подлянка: господа Пиманов (продюсер) и Мурадов (режиссер) показывают Сталина незамутненным взглядом сталинского раба Власика.

Никакой дистанции! Чистая, беспримерная любовь, обожание , почитание Вождя...

Культ личности, говорите? Так ведь не Сталин его придумал. Сотню миллионов людей большевики лишили Бога, а в 30-е эти же люди выбрали божеством Сталина. И уже потом он, болезный, нес эту тяжкую ношу до конца жизни.

Чудовищные жертвы индустриализации и коллективизации? Помилуйте! Иначе бы мы бы не выиграли войну, о которой Сталин, конечно же, знал еще в 1928 году.

Убийство Кирова Сталиным? Да что вы! Вождь любил Мироныча, аки сына. Комнатку ему в своем новом доме в Кунцево соорудил. С телефончиком. С теплым туалетом. Вона как Киров на кроватке подпрыгивал - от радости...

Самоубийство жены Надежды? И тут Сталин не при чем! Больная она была. На всю голову...

Репрессии? Массовые? Да то ж врагов народа душили. Потому что кто не с нами, тот против нас. Потому что если враг не сдается, его уничтожают...

Вся эта мифология сталинистов, постсталинистов и неосталинистов, книжками которых заставлены книжные магазины современной России, перекочевала в кино Первого канала. И если книжки массовая публика уже давно не читает, то киношную муть посмотрят миллионы.

Выходит, что зря Макашов со товарищи штурмовали Останкино в октябре 1993-го. Теперь оно само приветливо открывает прохановым и кургинянам, власикам и пимановым...

В конце концов, они так долго хотели этого. И вот, наконец, полная виктория!

Теперь-то заживем...

Подпишитесь