Posted 11 мая 2015,, 21:00

Published 11 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Мой день победы

11 мая 2015, 21:00
«Новые Известия» продолжают публиковать материалы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В публикациях сотрудников редакции под рубрикой «Мой День Победы» мы рассказываем о наших родственниках, воевавших на фронтах, трудившихся в тылу, оказавшихся в оккупационных зонах или в эвакуации.

Моя бабушка Мария Михайловна Фотина во время войны была директором противотуберкулезного детского санатория. Санаторий был в Горном Алтае, в селе Чемал, на реке Катунь. К ней привезли детей из блокадного Ленинграда. Дети были похожи на маленькие скелеты – худые, прозрачные, с огромными глазами и раздутыми от голода животами.

Бабушка стала их выхаживать. И первым делом позвала священника всех причастить – она была верующая.

Причащали потихоньку, чтобы никто не видел, потому что в то время на веру были гонения. Но кто-то все-таки узнал, может, дети рассказали. На нее тут же написали донос: директор санатория поит детей вином. Бабушку посадили.

Моя мама была совсем маленькой, ее брат дядя Володя – чуть старше. Все они остались на попечении дедушки Егора Мельникова, мужа бабушки. Дедушку тоже привезли из Ленинграда на подводе. Он воевал на Волховском фронте и, лежа в промерзших болотах, стал инвалидом. И вот дедушка-инвалид с двумя детьми стали жить втроем, а бабушка сидела в тюрьме.

…А потом умер Сталин. Мама вспоминала, как она плакала, а дедушка сказал: «Собаке – собачья смерть». Дедушкиного отца репрессировали. Бросили на остров с другими арестованными зимой, без еды и воды. Прадедушка умер. А дедушка написал роман «Марков остров» об этом. Послал Твардовскому в «Новый мир». И получил ответ: «Роман хороший, но еще не время».

Этот роман не сохранился.

Когда Сталин умер, бабушку выпустили и реабилитировали. И она опять стала лечить детей в противотуберкулезном санатории. У нее лечился и будущий актер Валерий Золотухин, с которым мы дружили.

Но от всего пережитого бабушка очень рано умерла – от сердца. Но оставила мне в память о себе веру и любовь к детям. Дедушка тоже рано умер, а мне оставил любовь к литературе.

И еще в нашей семье хранится портрет дедушкиного брата, который погиб на фронте в 18 лет. В первые месяцы войны. Где именно – неизвестно. Звали его Антон Мельников. Второго брата дедушки убили на Халхин-Голе в 39-м. Звали его Георгий Мельников.

А мама моя родилась в 44-м, уже после того, как дедушку привезли с Волховского фронта домой. Так что она – дитя войны. Как и мой отец, который родился, когда дедушка Дмитрий Боровиков после ранения был в госпитале.

Их отобрали у войны чудом спасенные мои деды, вечная им память.

"