Posted 11 мая 2010,, 20:00

Published 11 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

«А через пару секунд – удар»

«А через пару секунд – удар»

11 мая 2010, 20:00
Число погибших на шахте «Распадская» вчера, по данным МЧС, достигло 52 человек. Спасатели продолжают поиски, но надежда найти живых уже слабая: шахту подтапливают талые воды, а вентиляцию включили только вчера вечером. Следствие рассматривает две основные версии причин взрывов – неисправность электрооборудования и нар

На кладбище в Междуреченске вчера похоронили четверых горняков. Утром шел снег. Пасмурным прохладным днем сотни людей ожидали выноса тел. Пришли друзья погибших, коллеги, соседи и даже посторонние люди. Общее горе сплотило стотысячный Междуреченск еще и потому, что большинство мужчин трудятся на угледобывающих предприятиях. Многие не спали уже несколько суток. Один из траурного списка – Виктор Вакульчик, электрослесарь третьей шахтерской смены, отработавший на «Распадской» 22 года. У него остались жена и четырехлетний ребенок. На четверых похороненных – девять детей. И эта цифра обещает расти в геометрической прогрессии.

Число погибших при взрывах в шахте возросло до 52 человек. По данным МЧС на вечер вторника, судьба 38 шахтеров остается неизвестной. 44 погибших уже опознаны. 83 раненых горняка остаются в больницах.

В городе в эти дни лишь одна тема для разговоров. То и дело появляются слухи о теракте или суициде родственников шахтеров, легенды о «чудом выживших». Но такие данные в большинстве своем не подтверждаются. Хотя чудом выжившие действительно есть: это десятки раненых и те, кто находился в момент взрыва рядом со стволами шахты. Одна из них – поверхностная стволовая Наталья Скоробогатова: «Я отцепляла вагон с грузом. У меня заложило уши. Что происходит, не поняла. Потом раздался очень сильный гул. А через пару секунд – удар. Полетели такие клубы пыли и дыма, что дышать стало невозможно. Мы с девочками упали за вагон, закрылись фуфайками. Через некоторое время стали искать на ощупь выход. Вышли на улицу и увидели, что от удара вылетела даже бетонная стена».

Этот взрыв был первым: 8 мая в 23.50 по местному времени. Чудом не повредились механизмы клети. Люди, раненные и обожженные, стали выезжать на поверхность. А параллельно в забои пошли первые отряды спасателей. Пошли в разные стволы. Одной группе (19 человек) не повезло: еще более сильный взрыв, около 4.00 утра, унесет их жизни.

Такого количества пациентов местные больницы еще не видели. Приняли всех и оперативно оказали помощь. Некоторых отправили в специализированные центры других городов. Прессу к пациентам не пускали, а раненые решались рассказывать о событиях только инкогнито. Вот что рассказал «НИ» один из пострадавших: «От взрывной волны мы все упали. Криков не было слышно. Стоял гул. Да и кричать было просто невозможно, в легкие при первом же вздохе проникала пыль. Два с половиной километра мы шли на ощупь. Кто не выдерживал – падал. Перешагивали, шли дальше. На поверхность вышли очень немногие. Мы не смогли бы нести раненых товарищей. Мы просто задыхались».

Похороны погибших в Междуреченске будут продолжаться. Их организацию полностью взяло на себя руководство Распадской угольной компании. Но у горняков к ним еще очень много вопросов. Например, насчет совершенства системы вентиляции. Впрочем, причины случившегося сейчас ищут все. Следствие рассматривает две основные версии – неисправность электрооборудования и нарушение технологии во время добычи угля. «На «Распадской» стоит иностранное оборудование мирового уровня, другое дело – как его используют: не нарушалась ли здесь технология? – задается в беседе с «НИ» вопросом первый заместитель председателя профсоюза «Росуглепроф» Рубен Бадалов. – Контроль газа, насколько я понял, осуществляют тоже иностранные приборы лучших мировых рамок. Но иностранное оборудование не всегда эффективно, его ремонт очень дорог».

Доля коксующегося угля с шахты «Распадская» на российских предприятиях самая большая и составляет примерно 10% от общего объема поставок. Чтобы возместить возникший из-за аварии дефицит, другим компаниям придется увеличить добычу угля.

"