Posted 11 мая 2009,, 20:00

Published 11 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

«Ему в ноги закручивали шурупы»

11 мая 2009, 20:00
Сегодня в Волгоградском областном суде будет рассматриваться кассационная жалоба Зубайра Зубайраева, осужденного за посягательство на жизнь сотрудника милиции и хранение оружия. Он не согласен с решением Дзержинского райсуда, который постановил перевести его из колонии в тюрьму. Как уже писали «НИ», правозащитники неод
Сюжет
Суды

«НИ» писали о деле этого молодого уроженца Чечни в двух публикациях – «Он бьется головой о стену» (в номере от 11 февраля 2009 года) и «Репутация недорогого стоит» (от 26 марта 2009-го). В 2007 году Зубайр Зубайраев был осужден Верховным судом Чечни на пять лет за посягательство на жизнь сотрудника милиции и хранение оружия. Отбывать наказание его отправили в Волгоградскую область. Там он сразу столкнулся с неприязненным отношением со стороны тюремщиков. «В камеру брата систематически заходили сотрудники колонии в масках, которые избивали его до потери сознания, – призналась «НИ» сестра Зубайра Малика. – Зубайр получил тяжелую травму головного мозга. У него повреждены внутренние органы, сильные боли в области сердца, почек и печени». Когда за Зубайраева вступились чеченские правозащитники, его перевели из исправительной колонии ИК-25 в лечебно-исправительное учреждение ЛИУ-15.

Для выяснения ситуации в Волгоград приезжал представитель Европейского парламента по правам человека на Северном Кавказе Имран Эжиев. «Я трижды был на свидании у Зубайра, – рассказал правозащитник «НИ». – Я убедился, что ему не оказывается необходимой медицинской помощи. Раны, нанесенные ему сотрудниками колонии, гноятся. Зубайру не делают перевязок. Между тем и.о. главы волгоградского УФСИН Владислав Никишин заявил мне, что осужденному Зубайраеву были созданы самые лучшие условия, но он сам причиняет себе вред – «разбегается и бьется головой о стену», «втирает в раны соль» с целью добиться перевода в Чечню».

О том, что происходит с осужденным в колонии, на нескольких интернет-сайтах написала волгоградская журналистка Елена Маглеванная. Руководство колонии ЛИУ-15 и УФСИН по Волгоградской области сочло ее публикации «не соответствующими действительности» и подало на нее в суд, требуя компенсации морального вреда в размере 500 тыс. рублей. Сегодня в Дзержинском районном суде продолжится рассмотрение этого иска к Елене Маглеванной.

Московский адвокат Муса Хадисов, который защищает интересы осужденного, пояснил «НИ», что был потрясен теми «следами пыток, которые он зафиксировал 24 марта 2009 года при свидании с Зубайраевым в колонии. «На ступнях обеих ног я увидел зарубцевавшиеся отверстия, которые могли образоваться от пробитых насквозь гвоздей, – говорит адвокат. – По словам Зубайра, в чашечку голени обеих ног ему закручивали шурупы, с которыми он ходил долгое время, а вытащили их, сделав операцию. Следы от этой пытки я видел».

В распоряжении «НИ» оказался ответ заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний России Александра Кононца Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, который интересовался судьбой этого чеченского заключенного. «За время отбывания наказания осужденный неоднократно имитировал судорожные приступы с нанесением себе телесных повреждений, что зафиксировано в медицинской документации… 13.02.2009 года Зубайраев был представлен в Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области для переосвидетельствования и подтверждения имеющейся группы инвалидности. Признаков нетрудоспособности установлено не было».

Перевод заключенных из колонии на тюремный режим считается дополнительным наказанием и применяется в крайних случаях. Адвокат Хадисов считает, что «решение администрации колонии ЛИУ-15 о переводе Зубайраева из зоны в тюрьму – месть за то, что тот рассказал об издевательствах по отношению к нему». Официальной же причиной перевода стало наличие у Зубайраева взысканий и признание его «злостным нарушителем режима содержания».

"