Posted 11 апреля 2005,, 20:00

Published 11 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

«Лего» для взрослых

«Лего» для взрослых

11 апреля 2005, 20:00
Похоже, что «атака на правый руль», о которой уже писали «НИ», постепенно начинается. На днях Верховный суд РФ запретил легализацию «конструкторов» – японских автомашин, собранных в России из привезенных запчастей. Таким образом дальневосточники обходили поистине драконовские пошлины на ввоз в страну иномарок старше се

Решение ВС основывается на указе президента № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Мол, государство несет от кустарной сборки машин многомиллионные убытки в виде недополученных таможенных платежей, да и ездить на таких машинах небезопасно.

С 1993 года российское правительство пытается ограничить ввоз японских автомобилей с правым рулем. Аргументы основывались на безопасности движения (фары не туда светят, обзор у водителя неполный) и необходимости поддержки российского автопрома. Таможенные пошлины постоянно увеличивались, но на Дальнем Востоке не прибавилось желающих ездить на «Жигулях», «Волгах» и «УАЗах». На «японках» ездят и чиновники, и сотрудники ГИБДД, и представители всех силовых структур. Чтобы обойти пошлины, дальневосточники отправлялись в Японию по паспортам моряков, покупали льготы, записывали машины на подставных лиц и так далее. «Конструкторы» стали последним и наиболее выгодным способом ухода от пошлин.

Существует несколько схем завоза автомобиля по запчастям. Одна из них такова: в Японии покупается целая машина и аккуратно разбирается на запчасти. На разборке в особо сложные узлы не лезут, облегчая дальнейшую сборку. Двигатель, раму, кузов, колеса ввозят на разных судах или оформленными на разных людей. В порту все детали собирают в одну машину. Преимущество – детали «родные», уже притерлись.

По другой схеме составные части покупают уже на японской разборке. В российском порту их подбирают под нужную марку машины и год выпуска. Покупателям запчастей в этом случае несколько проще – не надо оплачивать разборку в Японии. Но будущему автовладельцу могут достаться детали со скрытыми дефектами. Например, кузов и двигатель относительно новые, 1996 года выпуска, а рама окажется 1989 года. Дату выпуска детали установить непросто. Поэтому дефекты проявляются лишь в процессе эксплуатации.

Приобретая машину по таким схемам, можно сэкономить 2–5 тыс. долларов. Ведь таможенная пошлина на запчасти высчитывается по весу металла. Классические «конструкторы», собранные из деталей разных машин, ГИБДД на учет и раньше не ставила, так как нет таможенных документов о том, что машина была ввезена в РФ. Тогда владелец обращался в суд с просьбой поставить машину на учет в судебном порядке. Суд давал заключение – машина является средством передвижения, соответствует требованиям безопасности, изготовлена на заводе. С решением суда владелец шел в ГИБДД, и машину регистрировали. Только не указывали марку – «Тойота», «Нисан» или «Мицубиси», а писали: «самособранная».

Когда ВС запретил легализовать «конструкторы» таким образом, люди начали привозить детали под имеющиеся документы. Например, у человека есть «Тойота-Сурф» 1989 года выпуска, он привозит автомобиль той же марки (в разобранном состоянии), но лет на шесть помладше и оформляет в старых документах замену номерных агрегатов – двигателя, кузова, рамы. Юридически автомобиль остается тем же самым, просто ему якобы сделали ремонт. Фактически же это новая машина, но у нее старые документы. А старую машину без документов можно продать на запчасти. При всех минусах и издержках такая схема выгодна и позволяет по приемлемой цене приобретать автомобили старше семи лет, на ввоз которых действует поистине драконовская пошлина.

Сейчас дальневосточники идут еще дальше. Если у человека никогда не было автомобиля, а он хочет его купить по дешевке, то он просто покупает на «черном рынке» ПТС (технический паспорт транспортного средства), который стоит от 500 до 2500 долларов. И привозит детали под указанную в паспорте марку машины.

Но у всех «конструкторов» есть главный недостаток – отсутствие уверенности в качественной сборке. Поэтому «самобранки» покупают как первую машину, на которой учатся ездить, люди с невысоким достатком или для перепродажи в европейские регионы страны.

Кстати, в Приморье нынешнее решение ВС особого переполоха не вызвало. Как пояснили в таможне, никаких ограничений и запретов относительно ввоза «конструкторов» они не получали. В пресс-службе ГИБДД сообщили, что речь идет только о самособранных транспортных средствах, на которые вообще нет никаких документов. Собрал умелец из запчастей автомобиль и просит поставить его на учет. Ему откажут, и суд теперь не поможет.

Кстати, юридически привоз машины под документы вообще не является ни импортом автомобиля, ни сборкой такового, а только заменой агрегатов, то есть ремонтом. Правда, у защитников «Жигулей» еще есть возможность извести «конструкторы». Например, запретить заменять основные агрегаты машины в течение одного месяца. Мол, замените двигатель сейчас, кузов через два месяца, а раму – через полгода. Или при ввозе «конструктора» обяжут разбирать всю машину до винтика. Тогда собрать ее смогут только профессионалы, и качество автомобиля будет невысоким. Но дальневосточники говорят, что все равно никогда не будут покупать «Жигули», а придумают что-то еще, чтобы обойти «антинародные» инициативы российского правительства.

"