Posted 12 марта 2013,, 13:54

Published 12 марта 2013,, 13:54

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

В России известно немало случаев «экологического шантажа» - эксперт

12 марта 2013, 13:54
В России известно немало случаев «экологического шантажа» - эксперт

Митинг, участники которого протестовали против планов разработки месторождения никеля в регионе, прошел 10 марта в городе Новохоперске (Воронежская область). По данным полиции в акции приняли участие 1400 человек, хотя организаторы заявили о 5000 митинговавших. На сайте экологического движения «В защиту Хопра» сообщается, что цель акции - добиться отмены решения о добыче никеля в Черноземье и привлечь внимание к «игнорированию мнения местных жителей, добивающихся проведения референдума по вопросу медно-никелевых месторождений».

Впрочем, это не первая акция подобного рода. В мае 2012 года конкурс на разработку месторождения никеля выиграл «Медногорский медно-серный комбинат» (структура Уральской горно-металлургической компании). Однако протесты начались едва ли не с того момента, как в 2011 году стало известно о проведении конкурса.

Противники разработки месторождения считают, что природе региона будет нанесен непоправимый ущерб - речь, в частности, о реке Хопер и Хоперском заповеднике. В УГМК уверяют, что вопросам экологии будет уделяться повышенное внимание. Активисты этому не верят и настаивают на своем.

Акции протеста проходят не только в Воронежской области. 4 марта, например, пикеты прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. А также в Лондоне, Берлине, Париже и даже Нью-Йорке.

По планам УГМК, в этом году на Еланском месторождении должны начаться геологоразведочные работы. В начале февраля была даже предпринята попытка это сделать, закончившаяся стычкой геологов и экологов. Представители «Воронежгеологоразведки» обвинили активистов в нападении.

Спустя три года планируется подвести итоги и принять решение о целесообразности разработки месторождения. Первую руду планируется добыть в 2022 году. Предполагается, что в случае реализации проекта будут созданы как минимум четыре тысячи рабочих мест.

С точки же зрения активистов экологического движения «В защиту Хопра», экономический эффект не перевешивает ущерба, который может быть нанес природе.

Между тем, как отметил правозащитник, лидер межрегионального экологического движения «Антимусор» Владимира Спирягина, оценкой экологических угроз - реальных или мнимых - по сути никто и не занимался. «Сейчас вокруг этого ажиотаж, одни протестные заявления, - сказал он. - А нужно на месте, в районе месторождения, брать пробы, смотреть, как это повлияет в целом на экологическую ситуацию в регионе».

В то же время, отметил Владимир Спирягин, не исключено, что в этой ситуации присутствуют элементы явления, известного как «экологический шантаж».

«Для чего некоторые так называемые «экологи» формируют свои движения? Во-первых, это льготное налогообложение - такие организации налогами в полной мере не облагаются. Второе, это дает возможность под заказы делать нападки на те объекты, которые интересуют тех или иных крупных бизнесменов и прикрываться при этом экологией», - сказал он.

«Я могу привести в пример Саратов, в котором я живу. Когда-то у нас в центре города была маслобойная фабрика. По этому поводу было очень много публикаций, протестов, людей поднимали - мол, запах в центре города стоит. Те люди, которые ее захватили, сказали, что мы улучшим условия производства, они ликвидировали всю фабрику. И сейчас там стоит гигантский торговый комплекс, который трижды перепродали после того…», - отметил правозащитник.

В каждом конкретном случае нужно разбираться, учитывая мнение специалистов, считает Владимир Спирягин. «В каждом городе есть известные экологи, общественники. Они уж точно знают, какой объект действительно опасен с точки зрения экологии, а какой просто попал под заказ», - подчеркнул правозащитник.

"