Posted 11 марта 2007,, 21:00

Published 11 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

«Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы»

11 марта 2007, 21:00
Режиссер Юрий Мороз завершил съемки 12-серийной картины «Братья Карамазовы» по роману Федора Михайловича Достоевского. Корреспондент «Pro Кино» совершил гражданский подвиг, побывав на съемочной площадке в последние съемочные дни, когда столбик термометра показывал –25Cо и условия работы киногруппы были максимально приб

День первый: холодно



Раннее утро. Город Суздаль, триста с лишним километров от Москвы. Уже много лет отечественные кинематографисты называют эти места не иначе, как «русский Голливуд». Здесь снимались «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Мертвые души».


– Во-первых, необыкновенно красивый город, маленький, уютный, тихий, – объясняет выбор натуры Юрий Мороз. – Во-вторых, и это тоже немаловажно для исторического кино, он меньше других испорчен цивилизацией. В Суздали, если вы обратили внимание, рекламных щитов на улицах практически нет.


Снимается сцена «проход Алеши Карамазова к дому Грушеньки».


По дороге идут две женщины в деревенских тулупах и платках, по окружной едет повозка с впряженной в нее лошадью. В повозке сидит мужик. Все это для создания атмосферы того времени.


Артисты признаются, что их -25 нисколько не беспокоят. Художники по костюмам отлично знают свое дело и подобрали им одежду мало того, что подходящую по эпохе и по размеру, так еще и очень теплую! Впрочем, это и неудивительно. Двести лет назад зимы в России были не то что сейчас, и -25 – это была не двухдневная неприятность, а вполне обычное явление.


Александр Голубев (Алеша) деловито вытряхивает из сапога снег.


…Холодом, кажется, недоволен только один «артист», четвероногий, – лошадь с хулиганской кличкой Притон. Этот конь – уже звезда экрана. Снимался в нескольких картинах, в том числе в «Статском советнике» Филиппа Янковского. Притон (уменьшительное Тоша) постоянно проживает на конном заводе в Твери, а сюда его привезли специально для съемок.


– Вообще и со снегом, и с погодой нам повезло, – проводит режиссер экскурс в историю картины. – В течение пары месяцев и осень успели отснять (до начала января стояла хмурая, но теплая погода), и снежную зиму. Всего три или четыре дня природа нас подвела, шел дождь, и съемки пришлось отменить.




Художники по костюмам не дали актерам замерзнуть

И снова о любви…



Съемочная группа перебирается в Дом-музей Лихотова, который двести с лишним лет назад принадлежал семье одного из знатнейших и богатейших людей губернии. Часть обстановки осталась тех времен. Даже беленая русская печь есть. Правда, топить ее не надо, в музее централизованная система отопления.


Сцена «разговор Грушеньки с Алешей».


Грушенька любит Митю. И жалуется на него Алеше, его младшему брату (который сам, возможно, питает к ней нежные чувства):


– Только, знаешь, Алеша, ревнует меня Митенька нарочно.


– Как – нарочно?


– А вот так. Я к полякам хожу, а он, будто бы от обиды, – к Катьке. А ведь он Катьку, Катьку любит, и давно уже…


Страстный монолог непросто дается молодой актрисе Елене Лядовой (красавица Марина из «Солдатского декамерона»). Во время короткого перерыва режиссер предлагает ей изобразить не страдание, а некоторую внутреннюю жесткость героини, проступающую даже сквозь слезы. Девушка несколько минут задумчиво ходит по коридору музея. И вот она, женская натура по Достоевскому – одним взглядом испепелила бы соперницу!


Сцена снята!


У каждого актера свои методы успокаиваться после напряженных эпизодов. Елена степенно прогуливается по старинному паркету. Она даже не стала, по крайней мере пока, переодеваться в современную одежду, оставшись в красивом, но не слишком удобном платье.


– Ой, платья и для меня, и для Лены – штука сложная, – улыбается актриса Виктория Исакова. (Она играет вторую главную героиню – Катерину Ивановну.) – Двести лет назад женщины носили корсеты. Нам, естественно, на съемках тоже приходится их надевать. Что-либо съесть – невозможно! Еда встает в грудной клетке, и там остается. Нормально вздохнуть, и то проблема. Ни сгорбиться, ни согнуться. Приходится сидеть и ходить прямо, как струна.


Для актрисы это в новинку. До этого Виктория снималась в основном в фильмах про современность. На ее счету работы в фильмах «Точка», «Остров», «Охота на пиранью».




День второй: актуальный Достоевский



Снимается одна из ключевых сцен романа с условным названием «проход каторжников». Около двадцати человек массовки, все местные жители. Многие из них периодически участвуют в картинах, съемки которых проходят в Суздали. Интересно же! Правда, на этот раз любителям искусства приходится нелегко: грим неудобный – приклеенные бороды и усы, а на руках и на ногах надеты массивные железные кандалы. «Каторжники» цепочкой идут по заснеженному полю. Их сопровождают верховые и несколько офицеров. Скоро к этой несчастной братии присоединится Митя Карамазов, который понесет наказание за преступление, которого не совершал.


– Мне симпатичен Митя своей русской разухабистостью и разгильдяйством. Человек, который раскаялся и готов принять муку ради других, – резюмирует кинофилософию Юрий Мороз. – Дай Бог, чтобы всех драчунов и забияк в какой-то момент стукнуло и они решили пройти более тернистый путь, чтоб через страдание познать счастье.


Отсняв «каторжников», киношники со всей аппаратурой вновь переезжают в купеческий дом.


Сцена «разговор отца с Грушенькой».


Грушенька сидит за столом и перебирает бумаги из шкатулочки. За ее спиной отец, который дает советы «ничего не понимающей в жизни» девчонке:


«Если надо выбирать между двумя Карамазовыми, отцом и сыном, выбирай отца. Только, с тем чтоб подлец непременно на тебе женился. А еще денег отписал на твое имя. А с Митькой не связывайся: пути не будет».


Сцена абсолютно из нашего корыстолюбивого сегодня.


Девушка оборачивается и гневно-недоуменно смотрит на отца. От этого взгляда у советчика из рук выпадает бокал. Густое вино медленно выливается на пол. Крупный план!




Наша классика



Интересен ли сегодня Достоевский? Этим вопросом я, кажется, замучила всех участников съемок.


– Я читала роман «Братья Карамазовы» классе в 8–9-м, – рассказывает Виктория Исакова. – Помню, что мне тогда запомнились Митя и Грушенька. Потому что юношеский мозг вырывает из контекста то, что ему близко. А в 14–15 лет это у любого подростка: любовь, страсти, переживания. Сейчас я уже иначе вижу все линии романа. Я считаю, классику нужно перечитывать где-то раз в пять лет, потому что совсем другими глазами смотришь.


По мнению режиссера, Достоевский интересен и еще по одной причине.


– Достоевский пишет так, как сейчас пишут сериалы, – высказывает парадоксальную идею Юрий Мороз. – Что касается пресловутой сложности этого писателя, то, уже заканчивая картину, мне кажется, что все так просто, так ясно и так понятно. И язык, и взаимоотношения. Есть даже много смешных вещей. Об этом редко вспоминают, а это замечательно. Потому что если у автора нет смешного, то это… некоторая неполноценность. Жизнь – штука полярная. Даже в самом страшном можно найти что-то забавное.


…К вечеру на съемочную площадку приезжает актер Сергей Горобченко, тот самый «Митя», о котором здесь столько сказано.


– Самое сложное и одновременно веселое в этой истории, – говорит Сергей, – то, что Юрий Павлович просит нас, актеров, в кадре говорить басом, ну, или баском. Даже девушек. Потому что это же (Со значением.) Достоевский!!! И в повседневной жизни я уже несколько раз ловил себя на том, что периодически перехожу на бас.


Оставшиеся сцены Юрий Мороз тоже хотел снимать в Суздали. Но не успел – из-за Масленицы. На праздничные гулянья все номера в местных гостиницах оказались забронированы туристами. И съемочная группа перебазировалась в Москву.


Четыре брата: герои и актеры

Митя
Персонаж: Средний брат. Балагур, любитель выпить и подраться – типично русский мужик «из глубинки».
Актер: Сергей Горобченко, известный зрителям по фильмам «Бумер», «Первый после Бога». После выхода на экраны картины «Офицеры: последние солдаты империи» за ним закрепилась репутация «героя в погонах». В «Братьях Карамазовых» Горобченко совсем другой. Гримеры ему даже волосы перед съемкой специально накручивают.

Иван
Персонаж: Старший брат. С детства тяготеет к наукам, получил блестящее образование, много думает и еще больше говорит – российский интеллигент во всех своих лучших и худших проявлениях.
Актер: Анатолий Белый, один из ведущих актеров МХТ имени А.П.Чехова. Работы в кино: «Талисман любви», «Жесть», «Параграф 78».

Алеша
Персонаж: Младший брат. Совсем мальчик, еще не определившийся в жизни. Собирается уйти в монастырь.
Актер: Александр Голубев сыграл одну из главных ролей в рейтинговом сериале «Курсанты».

Смердяков
Персонаж: внебрачный сын Карамазова – старшего. Человек, обиженный на судьбу, на весь мир.
Актер: Павел Деревянко, Чичиков из «Дела о мертвых душах». В фильме Веры Сторожевой «Люби меня» он повторил подвиг Александра Калягина, и облачился в женское платье.

"