Posted 11 февраля 2009,, 21:00

Published 11 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Доскрипим до понедельника

Доскрипим до понедельника

11 февраля 2009, 21:00
На состоявшейся вчера коллегии Министерства образования и науки РФ обсуждались вопросы укрепления здоровья школьников. Озвученные на заседании цифры и факты шокируют. Оказывается, семь млн. российских учащихся имеют ослабленное здоровье, и лишь каждый десятый выпускник общеобразовательного учреждения может быть отнесен

Выступившая на коллегии в Минобрнауки РФ директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алина Левицкая назвала здоровье современных школьников неутешительным. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, а юношей и девушек в возрасте 15–18 лет – аж на 18%... «Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых», – констатировала Левицкая. По ее словам, из 13,4 млн. школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье.

Существенным фактором, подрывающим самочувствие школьников, названа низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40%, а среди старшеклассников – 75–85%. «Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10–18%) компенсируют нехватку движений, что явно недостаточно для профилактики отклонения состояния здоровья», – сделала вывод г-жа Левицкая.

Другой причиной ухудшения здоровья детей были названы перегрузки, связанные с избыточностью содержания школьной программы. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко с энтузиазмом поддержал этот тезис, заявив на коллегии, что считает необходимым исключить из учебной программы старшеклассников высшую математику. «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, она убивает креативность», – заявил г-н Фурсенко. Устранение всех этих проблем якобы должно заметно повысить качество здоровья российских школьников.

Еще дальше пошла член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. Выступая на заседании коллегии Минобрнауки, она ратовала за возвращение в школы пятидневной учебной недели, а субботу объявить «днем здоровья». Предложение депутата вернуть пятидневку вызвало у специалистов улыбку. «Видимо, уважаемый депутат забыла, что все государственные школы перешли на пятидневку еще в конце 80-х годов прошлого века, – напомнил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В частных же школах, лицеях, гимназиях продолжительность учебной недели устанавливается решением родительских комитетов. Недавно ученики лицейских классов школы №320 Москвы сами ходатайствовали о введении шестого учебного дня, ведь в пятидневном режиме им приходилось находиться в школе с раннего утра и до 17.00. Главные причины нездоровья наших детей кроются в другом: в школах отвратительно работают медицинские кабинеты. В них нет не только современного оборудования, но врачи наведываются в них один-два раза в неделю, да и медсестры не каждый день присутствуют. Большая проблема с организацией диспансеризации детей, питанием».

«Миф о поголовно больных школьниках культивируется не одно десятилетие, – поведал «НИ» доктор медицинских наук, консультант Открытого института здоровья населения Кирилл Данишевский. – Он устраивает и педагогов, и врачей-педиатров. До 10–11 лет наши дети достаточно здоровы, а потом начинается курение и прочие шалости. В школах детям не хватает нормальной физической активности. Мы поддерживаем увеличение частоты уроков физкультуры до ежедневных, но только, чтобы ребята не бегали с секундомером наперегонки, а занимались на любимых спортивных снарядах в свое удовольствие, побольше находились на свежем воздухе».

Один из участников коллегии Минобрнауки признался «НИ»: «Я бы проголосовал и за школьную «семидневку», если бы в наших школах были созданы все условия для развития и отдыха детей. Но об этом приходится только мечтать».

"