Posted 11 февраля 2008,, 21:00

Published 11 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Не один дома

11 февраля 2008, 21:00
В октябре 2007 года Тамбовское отделение Детского фонда выиграло грант Общественной палаты РФ и запустило уникальный проект «Один дома». Он предусматривает помощь подросткам, которые в отсутствии родителей остаются дома без присмотра. С конца января заработал телефон доверия. В течение дня туда смогут звонить дети, у к

Детские телефоны доверия существуют в России уже несколько лет. По данным Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, в нашей стране сейчас не менее 300 служб экстренной психологической помощи. Но, как считают эксперты, их должно быть на порядок больше. В Челябинской области, например, прежде чем установить Детский телефон доверия, провели социологический опрос среди жителей. Их спрашивали, слышали ли они когда-нибудь о жестоком обращении с детьми. Результаты получились впечатляющие. Выяснилось, что 60 % челябинцев знают о таких случаях. Чаще всего с детьми жестоко обращаются в семье (56%), на улице (41%), в образовательных учреждениях (34%), в подростковых компаниях (27%). Получается, что семья и школа не способны защитить подростка, не говоря уже о том, чтобы оказать помощь и поддержку.

В Тамбове такие же проблемы, как и по всей России: огромное количество неполных семей, в которых мать еле-еле сводит концы с концами. По наблюдениям психологов, обычно дети звонят на «горячую линию» с просьбами помочь решить конфликты с родителями и сверстниками. «Подростки жалуются на то, что хотят учиться, но не умеют выстроить партнерские отношения с педагогами. Они совсем не умеют общаться, родители их этому не учат, – отмечает куратор проекта Ольга Безрукова. – Часто звонят нам и родители, обеспокоенные неадекватным поведением детей. Они просят совета: как определить, не находятся ли дети под воздействием сильнодействующих веществ, не начали ли они принимать наркотики».

Создатели проекта «Один дома» признаются, что не в состоянии помочь всем детям Тамбова и области. Поэтому для начала они решили ограничиться несколькими школами и домом детей-инвалидов «Милосердие». Вместе с Комиссией по делам несовершеннолетних составили список детей из группы риска. Социальные работники и психологи будут работать с учителями, чтобы всем миром попытаться приблизиться к решению проблемы трудных подростков. Волонтеры также согласны взять на себя труд провожать и встречать ребят из школы, помогать готовить уроки.

Реклама Детского телефона доверия быстро распространилась по Тамбову. В городской администрации общественникам пообещали установить второй номер телефона, по которому можно будет дозвониться до психолога.

Проект «Один дома» будет действовать в Тамбове в течение всего 2008 года. Исполнительный директор организации «Право ребенка» Борис Альтшулер приветствует подобные начинания, но опасается, что, когда кончатся деньги из гранта, дети вновь окажутся один на один со своими проблемами. Одинокими, как прежде.

«Создание такой социальной службы – вещь хорошая, – заявил «НИ» г-н Альтшулер. – Но только если этот опыт не будет краткосрочным. По этому опыту должна работать вся государственная система. Такие проекты – своего рода сигналы для всей государственной системы: «Мобилизуйтесь!» Хорошо бы, если бы по окончании проекта были созданы службы, которые продолжали бы так же работать, только уже на бюджетные деньги. Очень важно, чтобы социальные работники посещали семьи, а не ждали бы в своих кабинетах, когда к ним обратятся. Мы, защитники детства, разобщены. И необходимо, чтобы в результате подобных отдельных проектов началась перестройка всей государственной системы социальных служб профилактики безнадзорности, помощи детям, которые в ней нуждаются. Надо не заниматься кампанейщиной в течение месяца или года, а раз и навсегда повернуть страну в сторону семьи».

"