Posted 11 февраля 2007,, 21:00

Published 11 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:46

Updated 8 марта, 08:46

Вице-президент РАН Александр Некипелов

Вице-президент РАН Александр Некипелов

11 февраля 2007, 21:00
Госчиновники не оставляют Российскую академию наук без собственного пристального внимания. Не успело ученое сообщество прийти в себя от принятых форсированными темпами поправок к Федеральному закону «О науке», по которому РАН утрачивает часть своих полномочий, а академиков ждет еще одна новость. Как удалось узнать «НИ»

– После всех прошлогодних перипетий с принятием поправок в закон «О науке» нас поторопили с представлением нового Устава на утверждение правительства РФ. Из-за этого нам даже пришлось перенести Общее собрание. Его заседание должно состояться 27–28 марта. Сейчас наша Уставная комиссия завершает работу над подготовкой нового варианта, который бы учитывал поправки, внесенные в закон. На следующей неделе мы собираемся согласовывать этот проект с министерствами. Если замечаний не будет, вынесем рассмотрение документа на Общее собрание с тем, чтобы к 1 апреля его могли рассмотреть в правительстве.

— Это был лишь первый этап атаки на академию?

-В самое последнее время зашла речь о проекте некоего «модельного устава». Занимается его разработкой Министерство образования и науки. Этот документ должен будет использоваться всеми российскими академиями при разработке своих уставов. То, что нам предлагается, наводит на очень грустные размышления. Речь идет, например, о том, чтобы президиум Академии наук низвести до уровня экспертного органа. Основные его функции передадут Наблюдательному совету из 9 человек, где трое будут представлять академию, трое – правительство, и по одному – от Совета Федерации, Думы и администрации президента. Получается, что при каждом нашем представителе будут два опекуна, далеких и от науки, и от многолетних традиций РАН. Кроме того, планируется создать совершенно непонятный орган – «Правление академии», в который войдут 4 вице-президента. Причем вице-президентов должен будет назначать президент академии. Зачем нам еще это «Правление», если есть президиум, а все главные решения принимаются на годичных общих собраниях РАН? Что это, если не «теневой кабинет»? Уже расписаны непонятные правила, у кого какой аппарат должен быть, а также количество представленных в нем членов. Таким способом кто-то в высших эшелонах власти пытается определять за академиков направление деятельности.

– Насколько это противоречит традициям академии?

– Это какой-то аракчеевский вариант. Он совершенно не соответствует не только традициям российской науки, но природе научной деятельности в целом. Только научное сообщество вправе определять направление исследовательской деятельности и соответствующим образом распределять ресурсы государства.

– Но в силах ли академики сопротивляться принятию такого модельного устава?

– Общее собрание Академии наук никогда ничего подобного принять не сможет. Чем РАН может гордиться – это своей коллегиальностью. У нас все предложения проходят голосование. Пока модельный устав нам официально никто не присылал, о нем идут лишь разговоры, впрочем, очень достоверные. Поэтому мы даже не собираемся его рассматривать. Но тенденция налицо. В последнее время усилились попытки вмешательства чиновников в дела РАН. Попытки эти, как правило, совершенно безрассудны. Мы по собственному желанию никогда не поддержим новые порядки, мешающие нормальной научной деятельности.

"